Советы бывалых

Тревоги вступительных экзаменов в ВолгГАСУ позади, студенческий билет вручили и, кажется, вот-вот начнется студенческая жизнь, о которой с придыханием рассказывали родители и беззаботно старшие друзья. Первого сентября, как повелось, студенты-первокурсники слушают на линейке добрые напутствия, а затем идут на первые пары.

И тут-то начинаются первые проблемы и тревоги:

  • Как найти нужную аудиторию, в которой вот-вот должен начаться занятие. Совет: не стесняйтесь, спрашивайте окружающих, во-первых, все когда-то были такими, как вы, а во-вторых, играя «в Сусанина», вы потеряете гораздо больше времени, и значит, можете опоздать на семинар или лекцию.
  • Как войти в аудиторию, в которой уже собрались ваши одногруппники? Учтите, что у всех вас примерно одинаковые чувства и мысли по этому поводу, и боитесь не только вы, поэтому лучше сразу всем перезнакомиться, вместе веселее и не так страшно.
  • Как научиться записывать лекции и как высидеть 1 час 20 минут вместо 45 минут. Советовать здесь бесполезно, но будьте уверены, что примерно через месяц вы привыкнете и даже не будете замечать, как «пролетела пара» (особенно если вам интересен предмет).

Будьте уверены, что месяца через два после начала учебы вы будете чувствовать себя как рыба в воде, потому что в ВолгГАСУ интересно учиться, общаться, заниматься спортом, просто быть здесь... И вы это оцените, мы в этом не сомневаемся.

Впереди еще долгих четыре, пять или шесть лет учебы в ВолгГАСУ (в зависимости от направления образовательной программы) и постараемся подсказать вам, как сделать эти годы не мучением, а настоящим полноценным процессом обучения. Итак, начнем.

Как читать расписание

В расписании есть ячейки, где пара разделена на верхнюю и нижнюю половины. Такая ситуация возникает тогда, когда существуют предметы, занятия по которым проходят через неделю.

Физика ___ Числитель — нечетная неделя

Геодезия ___ Знаменатель — четная неделя

Например, схему читают так: занятия по физике и геодезии будут проводиться в течение семестра через неделю поочередно, физика — по нечетным неделям, геодезия — по четным.

Перепишите расписание себе в записную книжку в форме, приведенной в таблице, укажите обязательно время начала занятий, номера аудиторий и корпусов, где они находятся, фамилию, имя, отчество ведущих преподавателей или сфотографируйте.

Правила поведения на лекциях и семинарах:

  • Преподавателя студенты приветствуют вставанием (как и в школе).
  • «Хождения» во время лекции не приветствуются, поэтому, если не хотите «прославиться» публичным замечанием со стороны лектора с последующим занесением в его личный «черный список», не провоцируйте его своим «неуставным» поведением.
  • Не выкрикивайте с места, если вдруг вам что-то непонятно в ходе лекции. В лучшем случае поднимите руку, и если лектор посчитает нужным прервать свое выступление, он ответит на ваш вопрос. Самым лучшим же местом для дискуссии являются семинарские занятия.
  • Знайте в лицо (и по имени) старост своего курса и академической группы. Преподаватели именно старостам групп сообщают о семинарах, различных мероприятиях, раздают разработки для семинаров, а также вожделенные вопросы к зачетам и билеты к экзаменам. Поэтому если вы пропускали занятия, поинтересуйтесь у своих старост о грядущих событиях.
  • Если хотите увековечить лекцию, записав ее на диктофон, то предварительно спросите разрешения самого лектора перед началом занятия.

Как записывать лекции?

  • Записывать или не записывать лекцию — дело каждого, но, как показывает практика, именно конспекты являются палочкой-выручалочкой при подготовке к экзамену или зачету, а также в случае, если не удалось найти достаточно материала по курсу. Некоторые преподаватели имеют привычку проверять, как записывают лекции их студенты (обычно это происходит на зачетах).
  • Ксерокопии с чьих-то лекций могут сослужить вам дурную службу.
  • Если вы решили следовать нашему совету, то не старайтесь записывать ВСЕ ПОДРЯД. Очень часто можно увидеть несчастное выражение лица у первокурсников и услышать жалобные вопли: «Ой-ой!!! Я не успеваю записывать... повторите, пожалуйста!!!». Лекция — это не диктант по русскому языку, поэтому старайтесь облегчить себе задачу следующим образом:
    • Пишите тему лекции и число (а то потом не найдете, где начало, где конец), если пишете на отдельных листах — нумеруйте страницы.
    • Старайтесь записывать тезисно, а некоторые слова, например: «который», «следовательно», «точка зрения» и е*с, сокращать до «кот.», «след.» и «т.з». Главное, чтобы вы могли потом разобрать свои собственные сокращения.
    • Учителя в школе до хрипоты твердят о полях в тетрадях и абсолютно правы: во-первых, с полями вид у любой работы аккуратнее, а во-вторых, поля — это как раз то бумажное «НЗ», куда можно дописать свежие мысли или новые факты, в процессе семинара или подготовки к зачетам и экзаменам.
  • Самый простой способ сдавать зачетную сессию (з.с. — это то, что предшествует зимним и летним экзаменам) — это получать зачет-«АВТОМАТ». Секрет успеха простой: посещаемость, работа на семинарах (выступления, доклады), вовремя сданные курсовые, рефераты и небольшое везение.
  • Если ваш преподаватель не объяснил вам с самого начала, как будет проходить работа и чем это все «грозит», берите смело инициативу в свои руки и выясняйте все самостоятельно:
    • Ф.И.О. преподавателя — Не все преподаватели представляются своим студентам поэтому, чтобы не попадать в идиотское положение, отвечая на вопрос «А кто ваш преподаватель?» — «Ну такой...с усиками...», сами попросите преподавателя представиться и поинтересуйтесь, НА КАКОЙ КАФЕДРЕ ОН ПРЕПОДАЕТ И КАК ЕГО МОЖНО НАЙТИ (на случай непредвиденных обстоятельств).
    • Название предмета и курса. Это может звучать так: предмет — «История пространственных искусств», а курс — «История архитектуры».
    • План семинарских занятий. Это такая маленькая брошюрка, а то и вовсе 2-3 листа, где курс расписан по занятиям с перечислением вопросов к каждому семинару и списком соответствующей литературы
    • Литература. Часто бывает, что учебников, выданных в нашей библиотеке, недостаточно для полноценной подготовки к зачету (экзамену), поэтому попросите преподавателя порекомендовать вам дополнительную литературу (статьи, монографии, сборники документов).
  • Теперь, когда вы уже располагаете достаточным количеством информации, можете приступать к учебной работе. Каждый студент выбирает для себя наиболее приемлемый метод, а цель нашего справочника — показать, какие широкие возможности дает вам ВолгГАСУ и стать своего рода путеводителем как для тех, кто уже поступил в наш институт, так и для тех, кто только готовиться это сделать.
  • Незадолго до окончания семестра (недельки за две) найдите на кафедре или узнайте у преподавателя, имеются ли вопросы для зачета (билеты для экзамена). Положительный результат поиска во много раз упрощает вам подготовку к сдаче.

Семинарские занятия

Обычно семинарские занятия проводятся в конце лекционного курса или чередуются с лекциями, что указывается в расписании занятий. Предполагается, что добросовестные студенты к каждому семинару делают доклады и активно участвуют в дискуссиях. Пропускать семинары нельзя!!!

Независимо от того, есть в группе доклады или нет, нужно готовиться к семинару так, словно вы и есть единственный и бессменный докладчик. Польза от этого мероприятия будет в первую очередь вам.

Преподаватели либо назначают докладчиков, либо предоставляют студентам самим выбрать доклады к следующему семинару. Запаситесь планами семинарских занятий заранее и наметьте для себя наиболее привлекательные темы. Как правило, вопросы в методичках и есть темы докладов.
Итак, тема выбрана (или назначена преподавателем) и, не дожидаясь последнего момента, приступайте к поискам материалов.

Иногда тема доклада звучит маловразумительно для вас, поэтому не стесняйтесь и спросите у преподавателя о чем нужно рассказать в докладе и попросите его порекомендовать книгу или учебник, наиболее приемлемый для выбранной темы. В методичках обычно указывается ВЕСЬ перечень литературы по теме, а времени у вас не так уж и много, тем более, что обычный доклад длится приблизительно 10 минут.

Материал к докладу следует искать в библиотеке, читальном зале, специальных кабинетах и в Интернете. В библиотеках в первую очередь смотрите нужный материал в тематических каталогах, а затем в алфавитных (как пользоваться каталогом, вам объяснит лаборант или консультант в библиотеке).

Наметьте структуру доклада, самые важные имена, термины и даты, затем объедините в тезисы и сделайте вывод. Для удобства можете напечатать текст вашего доклада и периодически заглядывать в него уже в процессе выступления.

Вы подготовили доклад и готовы выступить. Сразу оговорим, что не следует делать:

  • Пытаться быстренько «отстреляться» со своим докладом, зачитав его с места. Помните, вам в будущем придется выступать перед разными аудиториями. Поэтому ломайте свои комплексы и страхи и учитесь сейчас, тем более, что ваши одногруппники все поймут и оценят.
  • Не читайте по бумажке!!! Это утомительно и скучно для всех. Живой рассказ вперемежку с малоизвестными фактами всегда интереснее и намного лучше запоминается.
  • Не избегайте вопросов! Будет лучше, если вы, закончив свое выступление, сами предложите аудитории задать вам вопросы по теме доклада. Семинар — это прежде всего коллективная работа, и преподаватель всегда готов вам помочь разобраться в сложных вопросах.

Теперь несколько полезных советов для начинающих докладчиков. Мы уже сказали, что зачитывать доклад — не обязательно, но можно пользоваться записями для того, чтобы не потерять основной мысли. Если попадаются труднопроизносимые имена и названия, напишите их на доске. Этим вы поможете своим коллегам лучше запомнить материал. Не пытайтесь преодолеть свою скованность размахиванием рук и чересчур эмоциональной речью. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание.

Письменные работы

Существует несколько видов письменных работ: курсовая, аналитическая справка, реферат.

Курсовая работа — Из самого названия уже ясно, что при написании нужно использовать теоретическую основу всего прочитанного вам курса. Как правило, это выбранная самим студентом или предложенная преподавателем тема в свете изученной теории. Объем курсовой работы от 20 до 40 страниц.

Аналитическая справка — Это КРАТКАЯ научная информационная работа, целью которой является анализ конкретной проблемы, позволяющей выяснить суть основных вопросов. Объем справки не должен превышать 10 страниц.

Реферат — От латинского refero — сообщаю. Краткое изложение содержания научных трудов иили литературы по выбранной теме. Объем от 15 до 25 страниц.

Сроки сдачи работы назначает преподаватель, но, как показывает опыт, менее 35% студентов сдают свои труды в указанные даты. А зря, тот же самый опыт говорит о том, что написанная и сданная вовремя работа дает дополнительные баллы на экзаменах, а те, кто не успел, могут быть не допущены до самого экзамена. Делайте выводы, господа студенты.

Тема работы. Студент может выбрать тему сам или получить ее у преподавателя, но в любом случае она должна быть заранее согласована и утверждена научным руководителем. Работы, носящие исследовательский характер, должны быть связаны с прочитанным курсом.

После того, как темы выбрана и утверждена, можно приступать к сбору информации. Нельзя ограничиваться только парой-тройкой учебников, нужно обязательно использовать справочники, энциклопедии, периодику и монографии по данной теме. Это позволит продемонстрировать более широкий кругозор и показать актуальность вопроса. Все материалы можно найти в библиотеке, читальном зале и специальных кабинетах нашего института.

И напоследок пара дружеских советов.

Совет 1: ЧАЩЕ БЫВАЙТЕ В НАШЕЙ БИБЛИОТЕКЕ — о том, какие колоссальные возможности в ней кроются.

Совет 2: НЕ СКАЧИВАЙТЕ РАБОТЫ ИЗ ИНТЕРНЕТА, хуже от этого будет только вам, ибо преподаватели нашего университета стараются идти в ногу с прогрессом, свободно владеют Интернетом и знают наизусть все компьютерные сборники курсовых и рефератов. Кроме того, ВолгГАСУ располагает солидной технической базой в виде компьютерных классов. Поэтому позаботьтесь обо всем заранее, так как наивный лепет о том, что у вас «работа готова», но «сломался компьютер, кончился картридж, собака съела флешку и т.д.» абсолютно не действует на преподавателей.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ

Вот и наступила ОНА — ваша первая экзаменационная сессия. Бывалые студенты говорят, что сессия в институте — это «дольче вита» по сравнению со вступительными экзаменами. У вас еще свежи воспоминания о поступлении и без сомнения имеется определенный опыт, и тем не менее, позвольте дать вам несколько рекомендаций:

  • Джентельменски набор для сдачи экзаменов должен состоять из списка билетов (о том, где их взять, мы уже рассказывали), конспектов лекций и нескольких учебников. Если «раскопаете» в Интернете чьи-то шпаргалки — тоже очень хорошо.
  • Расписание экзаменов составляется таким образом, чтобы разрыв между двумя экзаменами был не менее 3 дней. Поэтому делите количество свободных дней на количество билетов и начинайте подготовку.
  • Выбирайте в первую очередь самые трудные для себя вопросы, т.к. потом у вас не будет времени их подготовить. То, что знаете хорошо, повторите в самом конце подготовки.
  • Если любите писать шпаргалки — пишите на здоровье, есть вероятность, что в голове что-нибудь осядет (многие преподаватели признают полезность написания «бомб», но тем не менее обещают зверски покарать застуканных со шпаргалками в процессе экзамена).
  • Для устного экзамена полезно проговорить вслух все билеты. Убьете таким образом кучу зайцев: запомните лучше материал, научитесь формулировать свои мысли и почувствуете себя гораздо увереннее.
  • Не игнорируйте консультации по предмету накануне экзамена, т.к. сложные билеты всегда можно обсудить с преподавателем.
  • Повторять материал по второму кругу лучше не одному, а с одногруппниками — выше вероятность, что лучше усвоите трудные вопросы.
  • Перед смертью, как известно, не надышишься, поэтому не сидите в предрассветной мгле с учебником в руках, пугая внезапно пробудившихся родственников красными глазами и сбивчивым бормотанием. 5-6 часов ночного сна станут для вас спасительным отдыхом в многочасовом ожидании под дверью аудитории, где будет проходить ваш экзамен. Старинная студенческая примета гласит, что если положить заветную тетрадку (учебник, шпаргалки и пр.) под подушку, то на следующий день вас ждет на экзамене неминуемый успех.
  • Главное — не впадайте в панику и попытайтесь максимально сосредоточиться. Если что-то не успели повторить — не смертельно, но сделайте выводы на будущее.
  • Не забудьте зачетную книжку, ручку и несколько листов чистой бумаги для плана ответа (если у вас устный экзамен).
  • Ваша одежда должна быть спокойных неброских тонов, лучше придерживайтесь делового стиля.
  • Не опаздывайте на экзамен, тем более на письменный, и заранее выясните, где и когда он будет проходить.
  • Каким по счету идти — решать вам самому, но лучше отвечать в первой пятерке.
  • На подготовку устного ответа обычно отводится 15-20 минут (хотя во многом это зависит от скорости опроса). Если подошла ваша очередь, спокойно идите отвечать и помните, что «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Не мямлите и не мычите глупо, если не можете вспомнить то самое слово, старайтесь говорить бодро и уверенно.
  • Экзамен — это всегда лотерея... + ваша подготовка и умение владеть ситуацией. Кем бы ни был ваш экзаменатор, он прежде всего живой человек и можно всегда найти к нему подход. Не бойтесь дополнительных вопросов, т.к. это не всегда показатель того, что вы что-то не рассказали. Воспринимайте их как ваш шанс и, начав с одной темы, плавно переведите разговор на более знакомые для вас области предмета.

Что делать, если экзамен не сдан?

  • Первое и главное — не впадать в отчаяние. Не пытайтесь скандалить с преподавателем, обвиняя его в несправедливой оценке вашего ответа, сохраняйте собственное достоинство.
  • Относитесь к ситуации как к благоприятной возможности освоить то, в чем вы оказались недостаточно сильны.
  • Определите, что вы конкретно не знали. Попытайтесь понять, в чем крылась причина вашего неудачного ответа (плохо подготовились, не уложились в отведенное время или, может быть, неправильно повели себя на экзамене).
  • Попросите у уже сдавших товарищей материалы для подготовки, вряд ли вам откажут.
  • Не теряйте время! Чем раньше начнете переподготовку, тем проще вам будет сдавать.