Новая книжная выставка из цикла «Знаменательные даты: Живопись. Скульптура»

23.01.2024

Отдел гуманитарно-просветительской работы (к.103) приглашает на выставку «Знаменательные даты: Живопись. Скульптура».

Василий Перов (1834-1882) – по праву считается самым выдающимся русским художником-реалистом второй половины XIX века. Всенародная признательность и звание «подлинного певца скорби» он получил еще при жизни.

Перов был одним из тех, кто учредил Товарищество передвижных художественных выставок. На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов.

Василий Перов был не только выдающимся живописцем, но и прекрасно владел пером и писал рассказы. Герой его картины «Странник» описан им в его чудесном рассказе «Под крестом». Картина, как и многие его другие полотна, сегодня хранится в Третьяковской галерее.

К портретному жанру Василий Перов обращается в 1870-х годах. Его портреты – не парадные, а домашние, наполненные уютом и умиротворением. Перову позировали выдающиеся литераторы девятнадцатого столетия: Александр Островский, Владимир Даль, Иван Тургенев. Одним из самых известных портретов стало полотно с Федором Достоевским. Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в пустоту.

В последние годы жизни Перов обратился к новому жанру — исторической живописи. Василий Перов умер от чахотки в 1882 году, ему на тот момент было 48 лет, покоится на кладбище Донского монастыря. За столь недолгую жизнь Перов успел написать более ста картин, многие из которых можно увидеть в лучших музеях нашей страны.

Анна Семёновна Голубкина (1864–1927) - первая русская женщина-скульптор, ученица Огюста Родена. В ее работах присутствуют не только черты импрессионизма, но и глубокий психологизм и социальная окраска, драматизм, внутренняя динамика, эскизность и черты символизма, жадный интерес к человеку и противоречивости его внутреннего мира.

Приехав в Москву из Зарайска, она начала профессиональное образование в возрасте 25 лет в Классах изящных искусств, продолжила обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и в Императорской Академии художеств в Петербурге.

Затем Париж, знакомство с Огюстом Роденом (1840–1917) и обучение в его мастерской в 1896–1897 годах. В 1898 году она представила на парижский Салон (самый престижный художественный конкурс того времени) скульптуру «Старость». Для этой статуи позировала та же немолодая натурщица, что и для роденовской «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885).

Голубкина вернулась в Москву знаменитой. Савва Морозов заказал ей рельеф для украшения МХАТа. Она создавала портреты самых блестящих деятелей культуры Серебряного века — А. Белого, А.Н. Толстого, В. Иванова.

В 1914 году состоялась первая персональная выставка А. Голубкиной в стенах Музея изящных искусств (ныне ГМИИ). Критика была в восторге от ее работ.

В период с 1881 по 1927 год она создала более двухсот законченных скульптурных произведений, отличающихся исключительно высоким творческим уровнем и техническим мастерством.

Поль Сезанн (1839 -1906) - французский живописец, представитель постимпрессионизма. Художественное наследие Сезанна составляет больше 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений. Никто не может подсчитать количества работ, уничтоженных, как несовершенные, самим художником за годы своего долгого творческого пути. Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи.

В 1895 году прошла первая персональная выставка работ Поля Сезанна. Сезанн объявляется родоначальником нового искусства и становится легендой. Наиболее популярна серия из 5 картин художника «Игроки». Все работы хранятся в разных местах, но иногда собираются на выставках. Одна из картин мастера серии «Игроки в карты» является третьим по стоимости полотном в мире. В 2011 году эмир Катара заплатил за неё 250 млн. $.

Будучи хорошо образованным и умным человеком художник оставил после себя богатое наследие цитат и афоризмов.

«Мой метод — это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду».

«Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной».

«Работать, ни на кого не оглядываясь, и набирать силу — вот в чём цель художника. А на все прочее — наплевать!».

Приглашаем всех желающих ознакомиться с книгами, представленными на выставке (к.103).

 



Возврат к списку