Книжная выставка «Создатель пролетарской литературы – Максим Горький»

15.03.2023

К 155-летию со дня рождения Алексея Максимовича Горького (1868-1936) в библиотеке подготовлена книжная выставка о жизни и творчестве писателя.

Максим Горький – псевдоним Алексея Максимовича Пешкова. Он прожил большую, интересную и очень трудную жизнь. С двух лет полусирота, потом круглый сирота. Мальчик на побегушках в иконописной мастерской. Посудник на пароходе. Помощник пекаря в Казани, где его не приняли в университет. Потом – помощник присяжного поверенного. Потом странник по Руси… Затем – российская и мировая знаменитость, самый известный после Толстого русский писатель начала 20-го века. И еще – дважды эмигрант, до революции и после, в общей сложности тринадцать лет проживший в Италии. Главный писатель Советского Союза с членским билетом Союза писателей №1. Потом эта странная, до сих пор вызывающая вопросы смерть на казенной даче в Горках-10. И наконец – прах, замурованный в кремлевской стене. Прах такой государственной значимости, что даже часть его отказались выдать вдове, чтобы похоронить на Новодевичьем кладбище рядом с могилой сына Максима.  

В начале творческой жизни судьба вынесла Горького в газетчики, а затем и в писатели. В этой среде он был чужим. Как бы ни ласкала его на первых порах интеллигенция, они все-таки держали его за «гостя». «Сквозь русское освободительное движение, а потом сквозь революцию он прошел Лукою, лукавым странником », - написал Владислав Ходасевич. Да, он был странником и попутчиком во всем и везде. Он был близко связан и состоял в переписке с Толстым и Лениным, Короленко и Розановым, Чеховым и Гапоном, Буниным и Сталиным. Горький одновременно общался с реалистами, модернистами, дворянами и мужиками, большевиками и священниками, монархистами, академиками, писателями, прочими людьми на этой грешной земле, где только ему не нашлось места. «Горький не жил, а осматривал…» - заметил Виктор Шкловский.

Но при этом, сколько после себя оставил этот будто бы «странник», «попутчик». 25 томов художественных произведений, среди которых очень многие выдержали испытание временем; громадное количество писем до сих пор не опубликованных; сотни статей, от заметок 1896 года с Нижегородской художественно-промышленной выставки до ужасных по слогу восхвалений Сталину и карательным органам. И здесь же философские шедевры, вроде статей «Две души» и «Разрушение личности». Но это только тексты. А за Горьким – еще и целые культурные институции. Товарищество «Знание», альманахи, журналы, газеты, издательства. И серия «Жизнь замечательных людей», сохранившаяся до сегодняшнего дня. И Литературный институт его имени. Да разве все перечислишь? Не человек, а целое культурное производство.

…Для меня книга – чудо, в ней заключена душа написавшего ее; открыв книгу, я освобождаю эту душу, и она таинственно говорит со мною.

М. Горький. «В людях»

Приглашаем на выставку! Отдел гуманитарно-просветительской работы, к.103.



Возврат к списку