РИАЦ: Как создавались грандиозные сталинградские мозаики

30.01.2025

Дочь легендарного художника Михаила Пышты, участвовавшего в восстановлении Сталинграда, рассказала неизвестные факты о рождении шедевров монументального искусства, которые до сих пор украшают Волгоград.

Михаил Пышта – автор невероятных мозаик в здании Центрального рынка «Приглашение гостей» и «Труженики поймы», а также триумфального панно на торце здания по улице Коммунистической, 21, посвященного победе в Сталинградской битве. Свою руку он приложил к мозаичному рельефу на центральном фасаде туристического вокзала «Мир вам», монументу на Алле Героев. В числе других талантливых художников - монументалистов он создавал эпичное панно «Энергия – народу» на Волжской ГЭС, которое по праву является ее визитной карточкой. И это только малая часть его наследия.

Фрески в ДК Профсоюзов: туда бы туристов водить!

Фронтовик, выпускник Ленинградского высшего художественно - промышленного училища имени Мухиной Михаил Пышта после получения диплома был приглашен в Сталинград, чтобы восстанавливать из руин город мировой славы.

- Отец по натуре был очень авантюрным человеком, - рассказывает дочь, профессор ИАиС ВолгГТУ Екатерина Пышта. - Ему это предложение сразу показалось настолько заманчивым и интересным, что он даже не раздумывал. Сталинград нужно было отстраивать, оформлять, придать ему какой-то художественный облик. Размах для творчества - огромный. К тому же война закончилась, а он – молод, полон сил. В этой невероятной эйфории он и приехал сюда со своим однокурсником Николаем Барохой.

Первое время молодые художники занимались дорожными знаками, наглядной агитацией. Но совсем скоро поступил серьезный заказ – роспись стен фойе в здании Облсовпрофа. Объем работ был настолько огромный, что товарищи пригласили из Крыма еще одного своего однокурсника Юрия Боско.

- Они сделали там замечательные росписи в классических традициях стиля барокко, - говорит Екатерина Пышта. - Тогда пространственные живописные решения были очень популярны, много было сделано в стране подобных вещей. Именно в таком ключе шли поиски нового советского стиля. Но они закончились ничем, потому что достижения эпохи барокко можно было повторить, но дальше идти было просто некуда.

В зеркалах центральной стены Дворца профсоюзов они создали семь невероятных панно на тему того, как Сталинград встречает делегации всего мира, а также три панно, рассказывающих об Октябрьской революции с Лениным в центре и о революции на Востоке и в Африке.

- Туда бы туристов водить, чтобы показывать уникальную роспись, а там торгуют шубами, - сетует дочь легендарного художника.

Весна в Сталинграде

Екатерина Пышта рассказывает, что в перерывах между монументальными работами отец писал исчезающие следы войны и портреты героев - восстановителей города. Самая известная его картина тех лет «Весна в Сталинграде», на ней - разрушенный город, в окопах жители мастерят себе жилища.

- Ему удалось передать состояние сталинградцев, которые пусть и живут в руинах, но зато под мирным небом. Везде обломки, пробитые насквозь здания, а люди радуются! Эту картину на «ура» принимали не только в Советском Союзе, но и в Чехословакии, Финляндии, Германии и Канаде.

Возврат к списку