На очередном заседании ректората регионального опорного техуниверситета рассматривались вопросы в основном с перспективой развития на годы вперед

06.12.2018

Открывая очередное заседание ректората, руководитель регионального опорного техуниверситета В.И. Лысак, как всегда, напомнил повестку дня. Но прежде чем предоставить слово первому проректору А.В. Навроцкому для основного доклада «О формировании плана развития университета на 2019-2020 гг.», ректор предложил «рассмотреть его пока в первом чтении, а потом доредактировать, увязав с финансовым годом, и лишь после этого вынести на общее обсуждение».

Следующим был вопрос о мероприятиях по развитию ФПИК и ФДО в соответствии с Программой развития опорного университета, по которому выступали два докладчика – деканы этих факультетов. А.Н. Савкин рассказал, что делается с этой целью на факультете подготовки инженерных кадров. Алексей Николаевич представил основные образовательные программы и подробный перечень реализуемых направлений – их 10 и профилей – 17, в том числе на вечернем отделении – соответственно 3 и 3, и на заочном отделении – 10 и 14.

Достаточно подробно докладчик изложил ситуацию с набором на 1 курс и выпуском студентов заочной и вечерней форм обучения, проследив при этом динамику, начиная с 2015 г. Так, по всем формам обучения на ФПИК – а это очно-заочная, или вечерняя, заочные полная и сокращенная формы, 2-е высшее – было набрано на 1 курс в 2015 г.731 человек, в следующем году – 767 человек, в 2017 г. набор составил 698 человек, а в 2018 г. он вырос до 855 человек, на будущий год тоже прогнозируется рост до 900 человек. А вот цифры выпуска несколько ниже, самым урожайным оказался 2016 г., когда было выпущено 975 специалистов. Говоря о контингенте студентов на факультете подготовки инженерных кадров, декан сразу назвал источники финансирования обучения: всего здесь обучаются 2667 человек, из них за счет бюджета обучаются 218, остальные – 2449 человек учатся по контракту. На факультете создан Учебный центр профессиональной подготовки, который проводит обучение и переподготовку граждан как со средним и средне-специальным образованием, так и с высшим. Центр также оказывает консультационные услуги специалистам, работающим на предприятиях и в организациях. Рассказывая о развитии инфраструктуры и имущественного комплекса университета, декан отметил развитие информационных технологий, единую информационную образовательную среду (ЕИОС), имеющуюся в вузе, и много другое. А это, в свою очередь, позволило проводить модернизацию управления учебным процессом (управлением контингентом, планированием учебного процесса, учетом успеваемости и т.д.).

Содокладчик – декан факультета дистанционного обучения Олег Викторович Душко поделился информацией о состоянии дел на ФДО. На факультете осуществляется образовательный процесс по 16 направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры (32 профиля). Всего на факультете обучаются 2315 человек, из них: по заочной форме обучения (бюджет) – 481 человек, по заочной форме (ПКО) – 665 человек, по заочной ускоренной форме обучения – 1104 человека, остальные – по вечерней форме обучения ускоренной и ПКО. Приема на 1 курс ФДО, по словам декана, в основном проводится за счет платно-контрактной формы обучения, доля бюджетных студентов здесь очень мала. Денежные поступления за отчетный период, 2016–2018 гг., в среднем составляют более 50 млн руб. в год. По итогам приемной кампании этого года на обучение в ФДО было принято 631 человек, из них 531 на платно-контрактной основе, кроме того, организована обратная связь с потенциальными студентами – их 2500 человек, а в планах – ежегодно принимать не менее 350 человек на заочную платно-контрактную форму обучения. Речь шла и о модернизации материально-технической и социально-культурной инфраструктуры, а также о программе дополнительного профессионального образования «Развитие цифровой среды в образовании», о формировании портфеля востребованных образовательных программ и т.д.

Надо сказать, что, несмотря на обстоятельные доклады, к обоим деканам поступило много вопросов и предложений – и больше всего от руководства университета. Казалось, ректор ВолгГТУ, академик РАН Владимир Ильич Лысак и президент вуза, академик РАН Иван Александрович Новаков хотят досконально знать не только реальное положение дел на факультетах, но и прояснить, а что же будет дальше.

Также два докладчика было и по вопросу о реализации международных образовательных проектов Erasmus+. Первым сделал сообщение заместитель директора ИАиС по учебной работе, завкафедрой ТЭРА Евгений Александрович Захаров, начав с масштабного проекта. ВолгГТУ занимается проектом «Содействие развитию и интернационализации в области сельскохозяйственной инженерии в Иране и России» как участник консорциума. В него входят еще 4 российских вуза (Ставропольский аграрный университет, Южно-Российский политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, Южно-Уральский госуниверситет и Астраханский госуниверситет), а также 5 зарубежных: Технический университет Ильменау (Германия), Университет Л’Акуила (Италия), Словацкий сельскохозяйственный университет г. Нитра и 2 иранских вуза – Сарийский университет сельского хозяйства и природных ресурсов и Университет технологий г. Баболь. Реализация проекта (с бюджетом 5,3 млн рублей, в том числе 1,7 млн – оборудование) рассчитана на период 2018 – 2020 гг. Причем, как планируется, финальное мероприятие по проекту Эразмус+ пройдет на базе ВолгГТУ.

Особо докладчик обратил внимание на то, что уже сделано по проекту (в частности, состоялись стажировки в ряде университетов), а также на то, что будет сделано в 2019 г. (к примеру, должна быть разработана программа магистратуры), и, пожалуй, самое главное – что ожидает от реализации этой программы ВолгГТУ. В числе эффектов от реализации программы были названы: поставка в вуз нового оборудования (к примеру, робота-манипулятора KUKA), формирование партнерских связей с соответствующими кафедрами, лабораториями, учеными консорциума проекта Эразмус-2, а также совместная подача не менее 3 заявок с вузами-партнерами, совместные публикации, участие в научных конференциях и т.п. Обо всем этом Е.А. Захаров рассказал очень подробно, с указанием конкретных сроков и исполнителей.

Вторым докладчиком по данному вопросу выступил Александр Николаевич Шилин, заведующий кафедрой «Электротехника». Он рассказал о проекте Эразмус-1 (Эразмус для всех), срок реализации которого 2016–2019гг., сумма финансирования – 2 500 000 руб.

Но сначала докладчик представил вузы-компаньоны, среди которых – Технологический университет Бельфор-Монбельяр, Магдебургский университет им. Отто фон Герике, Университет Л’Аквила. А затем он проинформировал о результатах совместной работы. В частности, пять преподавателей кафедры ЭТ прошли зарубежные стажировки. К промежуточным результатам реализации проекта на кафедре ЭТ относятся: открытие магистратуры «Приборостроение и интеллектуальное управление качеством» (планируемый прием – 10 человек в год на платно-контрактную форму). Кроме того, разработаны 4 новых курса совместно с европейскими университетами («Интеллектуальные измерительные устройства», «Нейронные системы обработки информации», «Сенсоры робототехнических систем», «Лаборатория на базе Lab View». Готовятся к изданию 4 новых учебных пособия по новым дисциплинам. Завкафедрой также говорил и о приобретенном новом оборудовании, и о публикационной активности, которая повысилась, и о других подвижках.

После выступавших слово взял проректор Сергей Юрьевич Калашников. Он пояснил, что деньги на эти проекты дает Евросоюз, но и отчеты за них требует, вплоть до чеков.

А завершил заседание ректор опорного университета, поделившись очень хорошей новостью. «Вышел приказ об открытии десятого диссертационного совета в ВолгГТУ», – сообщил Владимир Ильич Лысак. И вскоре же добавил, что в настоящее время прорабатывается вопрос об открытии еще одного, одиннадцатого диссовета в опорном техуниверситете!

Возврат к списку