Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков встретился с ректорами российских вузов в Центре знаний «Машук»

14.05.2023

13-14 мая обсуждаются стратегические приоритеты и вопросы формирования единых подходов к воспитательной работе.

Добавим, что во встрече принимает участие и ректор ВолгГТУ Александр Навроцкий.

Министр подчеркнул, что воспитание и образование неразделимы.

Некоторые тезисы из выступления Валерия Фалькова:

Есть 2 точки входа — смысловая и нормативная.

Президентом обозначен приоритет политики духовно-нравственных ценностей.

Машук — один из элементов воспитательной инфраструктуры в стране.

В 2022 году на базе Центра уже прошли:

  • семинар-совещание ректоров;
  • программа Голос поколения.Проректоры;
  • программа Голос поколения.Преподаватели;
  • форум Ученые.Преподаватели истории.

Голос поколения.Проректоры —мы продолжим эту работу, другого пути нет — только так: через обмен лучшими практиками.

Мы хотели бы, чтобы у нас был конвейер, в рамках которого преподаватели общественных, социально-гуманитарных дисциплин могли постоянно приезжать и обмениваться опытом. Роль этих специалистов чрезвычайно велика, и я думаю, вы все это понимаете. Тонкие социально-гуманитарные материи больше воздействуют.

Больше будем реализовывать программ. Наше внимание на это будет направлено в первую очередь.

Что касается истории — мы проводили срез, пришли к выводу, что это элемент воспитательной работы. Поэтому было важно поставить преподавание истории по-другому. Был ФГОС, но единой государственной политики здесь не было. Историю важно и нужно изучать, важно формировать критическое мышление.

Сложная задача — воспитать студента, чтобы он хорошо знал историю своей страны и имел критическое мышление (в интерпретации своей собственной страны). Главное, чтобы вуз имел четкую линию.

Отдельно проект «ДНК России». Проект живой. Мы большую работу разворачиваем с РАНХиГС по подготовке преподавателей.

Мы когда готовили концепцию по преподаванию истории параллельно делали «ДНК России». Эту ситуацию надо до конца посмотреть и докрутить. Это массовый пилот и большая апробация.

Уже несколько лет реализуем проект молодежный медиацентр. Просьба — кто еще не в проекте — включайтесь. Это хороший опыт, хорошее мероприятие воспитательного характера.

Отдельно про сеть центров по профилактике экстремизма. Яркий пример значимости — инцидент Перми.

Ведется выработка методик по тестированию студентов совместно с психологическим институтом РАН. Чтобы через ранние подступы, через тестирование понимать, куда идут студенты, о чем думают и чем помочь. 

Психологические службы — 394 университета в них созданы психологические службы. Это чрезвычайно востребовано: в таком количестве гаджетов и контента студенты и сами преподаватели потерялись. В том числе крайне востребованы психологические службы в рамках СВО. Будем укреплять это направление.

Университетские смены — в этом году будет 2 фокуса:

  • Дети из новых регионов;
  • Дети детей участников СВО.

РДДМ поможет с отбором детей. По линии Минобрнауки вопрос курирует замминистра Ольга Петрова.

Студенческий туризм — перешел в проект «Больше чем путешествие». В ближайшее время стоило бы запустить проекты по академической мобильности по всей стране. Запрос на это колоссальный.

Воспитание — приоритет государственной политики. Воспитательная работа — один из приоритетов в работе ректора. Вы должны лично понимать, как и что у вас происходит. Более того, каждый университет уникальный. Вы должны понимать, что наш подход — это на дать вам методичку. Мы будем работать через системную оценку эффективности. Творчество, инициатива и эффективность — это то, что приветствуется. Нам важно будет понимать динамику. Второй показатель — интегральный. Когда эти показатели сойдутся, у нас будет четкое понимаете, как тот или иной ректор и его команда работают в части воспитательной работы.

https://t.me/scienpolicy/32504

Возврат к списку