«Реклама загубила архитектуру Волгограда», - Петр Олейников, декан архитектурного факультета ВолгГАСУ.

15.07.2013

Источник: V1.ru
Сергей ВИКТОРОВ

Нужен ли Волгограду фонтан на Привокзальной площади? Поддерживают ли архитекторы идею освободить город от рекламы и нужно ли застраивать пойму реки Царицы? На эти и другие вопросы ответил декан архитектурного факультета Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета Петр Олейников.

– Петр Петрович, первый вопрос вполне ожидаемый – появление фонтана «Хоровод» на Привокзальной площади и еще одного – на территории музея-панорамы «Сталинградская битва»? Нужны ли они в условиях современной действительности?

– Давайте начнем с того, что нас почему-то не спросили. Лично мое мнение – если фонтан будет возле панорамы как элемент какой-то продуманной экспозиции – почему бы и нет? Тем самым мы будем напоминать волгоградцам и гостям города о тех страшных днях, которые пришлось пережить городу. Ведь люди приходят в музей, чтобы ознакомиться с событиями, которые проходили в Сталинграде в 1942-1943 годах. И руинированная скульптура была бы еще одним знаковым экспонатом для музея.

Что касается Привокзальной площади, то она уже давно требует реконструкции и благоустройства. Есть целый ряд проектов ее обновления, в том числе – очень интересные, с подземными парковками. Решение поставить на площади фонтан лично для меня было неожиданным хотя бы в силу того, насколько быстро его приняли и начали реализовывать. Что касается качества, то самое сложное – реализовать техническую часть фонтана. Но наш народ не раз показывал чудеса героизма и работоспособности. Поэтому я не исключаю, что фонтан будет сделан качественно и в срок.

Я ездил на место, смотрел, что там происходит, как это будет выглядеть после окончания работ. То зонирование, которое предлагается сейчас – вполне возможно. Другое дело, что автор проекта железнодорожного вокзала Александр Куровский и его помощник Самуил Брискин, возможно, не видели этого фонтана в общей композиции площади. Но это уже другой вопрос. Ведь с момента постройки вокзала прошел не один десяток лет, и этот фонтан, чьи фотографии в 42-м году обошли весь мир, стал своего рода брендом Сталинграда.

– Еще один острый вопрос – застройка поймы Царицы и реконструкция центральной набережной...

– Что касается набережной, то по ней было выполнено очень много проектов. Важно при этом, чтобы они сохраняли культурное наследие, созданное известнейшими архитекторами – Израилем Фиалко, Василием Симбирцевым, Эмилией Богод, Валентиной Макаренко. Пока же, насколько я знаю, по набережной не принято окончательного решения. Если говорить о проектах 30-х годов прошлого века, то там также были запроектированы велодорожки, трамвайные пути. И сейчас при подготовке проектов нужно стремиться к тому, чтобы они были цельными, обоснованными. Людям нужно показывать, что вот здесь – мы расширяем набережную, здесь – добавляем, озеленяем. Строить же на набережной гипермаркеты просто недопустимо.

Если говорить о пойме Царицы, то еще в 1932 году известный московский архитектор Михаил Коржев сделал проект планировки этой территории. Там была парковая зона, стадион на 10 тысяч зрителей, дома культуры, дома техники... Известные проекты, выполненный в 60-80-е годы, – проекты архитектора Бориса Гольдмана, Виталия Соловкина, Юрия Краевого, Владимира Мудрякова. Копья по поводу этого места ломались уже очень давно, но всегда предполагалось, что там будет место для отдыха, и хорошо, что до сих пор ее не застроили. Я тешу себя надеждой, что, может быть, когда-нибудь нам получится воплотить идею застройки этой территории с сохранением ее основного предназначения – зоны отдыха. А ставить там гипермаркеты – для этого должно быть комплексное решение, обоснованное, с проработкой дорог. Иначе мы ничего, кроме пробок, в этом месте не получим.

– Не так давно один из известных проектировщиков Волгограда высказался за практически полный запрет на размещение рекламных конструкций в историческом центре Волгограда...

– Такие инициативы можно только приветствовать. Реклама загубила архитектуру. Вспомните магазин «Слоненок» на улице Мира. Что там было? Сейчас рекламу сняли. И что в итоге? А ведь это памятник архитектуры. Конечно, реклама – это двигатель торговли, но применять ее нужно очень аккуратно, под надзором архитектора, дизайнера или автора проекта. В качестве примера могу привести советскую рекламу на домах в виде светящихся букв. Они никому не мешали совершенно! А что сейчас?

Долгое время на Доме профсоюзов висел плакат с символикой профсоюзной организации, прикрепленный на колоннаду здания. Неужели коринфские колонны, которые являются жемчужиной этого красивейшего здания, нужны именно для этого? Ведь здание Дома профсоюзов – одно из красивейших в Волгограде, с шикарными интерьерами. Их надо использовать и показывать, фасады домов исторического центра города ремонтировать. А что касается рекламы – она тоже имеет место быть, но при этом должна быть очень аккуратной, сохраняющей памятники. Ведь проблема сохранения исторического облика памятников архитектуры – проблема воспитательная, на ней мы воспитываем подрастающее поколение...

– Петр Петрович, никак не могу не спросить о квартале, ограниченном улицами Баррикадная, Козловская, Огарева и Социалистической... Красивейшие дома хотят пустить под снос...

– К сожалению, у нас нет никаких юридических рычагов для остановки этого процесса. Архитектор Изабелла Арутюнова спроектировала девять двухэтажных домов, которые были построены как раз в этом квартале. У этих домов – одни из самых красивых фасадов. Даже заборы, ограждающие территорию двора, были очень интересными. Это бы все восстановить... Я скажу так: в апреле у нас в Волгограде в ВолгГАСУ прошло заседание РААСН. Президента академии Александра Кудрявцева мы возили в Нижний поселок тракторного завода, где сохранилась еще довоенная архитектура. Он походил, посмотрел на дома и сказал: «Если бы все это причесать-покрасить – цены бы не было». А мы, к сожалению, что имеем – не храним, потерявши – плачем.

– Или получаем то, что сейчас происходит на проспекте Жукова и улице Рокоссовского?

– Архитектор не решает этих проблем. Есть закон. Если человек купил участок, он может там строить все, что предписано регламентом. Если эти нормы не нарушаются, то никаких претензий к человеку быть не может, в результате каждый строит дом, исходя из своих представлений об эстетике. Единый облик может быть только при комплексной застройке, над которой работает коллектив архитекторов. Тогда появляются идеи, проекты. А сейчас получается, к сожалению, непонятно что. И если архитектор с именем еще как-то сможет убедить заказчика в том, что так делать нельзя, а нужно так и так, то молодой проектировщик зачастую связан по рукам и ногам.
 

Возврат к списку