25.11.2012
Источник: МК Волгоград
Светлана Сазонова
Дома в Сталинграде строили на бутовом фундаменте
Довольно часто, особенно в дни памятных дат, мы говорим о том, что во время Великой Отечественной войны Сталинград был сильно разрушен… Были предложения даже оставить руины как напоминание потомкам, а новый город строить на новом месте. Но что это был за город, какие в нем стояли здания, где жили и работали сталинградцы?
Снимок довоенного города помог раскрыть много загадок
Довольно часто, особенно в дни памятных дат, мы говорим о том, что во время Великой Отечественной войны Сталинград был сильно разрушен…
Были предложения даже оставить руины как напоминание потомкам, а новый город строить на новом месте.
Но что это был за город, какие в нем стояли здания, где жили и работали сталинградцы? Кто был главным архитектором города Сталина? Этими вопросами задался кандидат технических наук, почетный архитектор РФ, профессор ВолгГАСУ Петр Петрович Олейников и в ходе своих многолетних научных изысканий нашел немало уникальных исторических фактов.
Реликвия вернулась
Свои поиски Петр Петрович начал в 2000 году с местных архивов: заводских, музейных, районных, городских и областных. В качестве источников рассматривал фотографии, проектные чертежи, официальные документы о начале проектирования, строительства и прочие. Самыми богатыми оказались архивы музея-панорамы «Сталинградская битва» и Государственный архив Волгоградской области. В них удалось обнаружить материалы, которые вообще не были в научном обороте. Далее работа продолжилась в Московском музее архитектуры им. Щусева, в Российском государственном архиве литературы и искусства, государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске… География поиска документов растянулась от Ростова-на-Дону до Москвы, Калининграда, Санкт-Петербурга, Перми и Новосибирска.
– Оказалось, что в Новосибирске учился архитектор Владимир Сидоров, который после войны восстанавливал здание нынешней городской думы, – поясняет Петр Олейников. – Причем изначально мне была известна только его фамилия. Более подробную информацию удалось обнаружить в архивах Новосибирска.
Вообще, в ходе научной работы профессор нашел многих потомков зодчих сталинградского периода.
– Самое уникальное то, что я нашел потомков Василия Симбирцева, главного архитектора Сталинграда в 1944-1959 годах, – делится со мной Петр Петрович, – он занимался проектированием города после Великой Отечественной войны, под его руководством разрабатывался Генеральный план Сталинграда. А работал он на чертежном столе, который военнопленные немецкие солдаты смастерили в 1945 году. Очень символично, что немцы, разрушившие город, сделали стол для архитектора, который восстанавливал Сталинград. В сентябре текущего года эту реликвию внук Симбирцева передал в университет. Теперь это важный экспонат вузовского музея.
Символ индустриализации
Строительство в Сталинграде началось примерно в 1925 году. До этого страна находилась в состоянии гражданской войны.
– К началу Великой Отечественной в городе было более 40000 зданий, в основном частный сектор, – рассказывает Петр Олейников, – но были в нем и здания постройки 30-х годов, когда Сталинград стал центром Нижне-Волжского края. Параллельно с этим развивалась промышленность: строился тракторный завод, СталГРЭС, реконструировались «Красный Октябрь» и «Баррикады». Появлялась новая архитектура в стиле конструктивизма. Вообще, Сталинград перед войной был символом индустриального города.
В районе нынешней площади Павших Борцов находилось немало интересных зданий. Здесь был Дом летчиков, который потом стал вторым домом Советов. Недалеко находился дом Яблокова, позднее его надстроили двумя этажами и перепрофилировали в Дом Красной армии. Проект надстройки выполнил Петр Калиниченко. После войны архитектор работал деканом в строительном институте.
– В этой части были расположены главпочтамт, Дом книги, – показывает Петр Олейников, – здание швейной мастерской, универмаг, гостиница «Большая Сталинградская».
Фундаментальный подход
Когда начали переводить краевые учреждения из Саратова в Сталинград, для них требовалось очень много помещений, административных и жилых. Для этого в центре города интенсивно начали надстраивать здания царицынской архитектуры. Приросли этажами здание главпочтамта, гимназия с красивыми шатровыми крышами, гостиница «Сталинградская» и другие. Таким образом, надстроили около 30-ти зданий.
– Кстати, некоторые исследователи считают, что многие разрушенные во время войны здания могли бы быть восстановлены. Я как специалист, так не считаю. В то время фундаменты зданий закладывались из бутового камня, который добывался в области. И прочность его оставляла желать лучшего. Есть даже документы, согласно которым бутовый камень не допускался к устройству фундаментов. А во время Сталинградской битвы на эти фундаменты воздействовали еще и большие динамические нагрузки: бомбардировки, взрывы снарядов, и, естественно, фундаменты расшатались. Так, потерпела неудачу попытка восстановить гостиницу «Сталинградская». Она рухнула, когда достраивали очередной этаж: не выдержали фундаменты.
300 пар валенок спасали стройку
Проектирование знаменитого Центрального универмага началось в 1935 году. Строительство его тянулось вплоть до 1938-го. В итоге он стал одним из лучших универмагов в стране. Интересно, что мебель для него изготавливали в мастерской краснодеревщиков, которую обустроили прямо в подвале магазина.
– Возведение любого здания сопровождалось тогда нехваткой рабочих рук и строительных материалов, – рассказывает Петр Петрович, – рабочие были в основном из деревни и устраивались, как правило, до зимы, до холодов. Чтобы не прерывать процесс и удержать их на работе, руководители стройкой обратились за помощью к комиссии по переводу краевого центра с просьбой выделить 300 пар валенок для рабочих.
А в одном из отчетов эта комиссия отмечала расточительность строительных трестов, которые в смету закладывали перевозку кирпича на подводах вместо использования грузовых трамваев. Так что приписками занимались и тогда.
Нашел исследователь подтверждение и таким вещам: когда по Волге сплавлялся плот со строительными материалами для Астрахани, своим распоряжением комиссия останавливала плот и часть груза оставляла в Сталинграде. Есть чему поучиться даже нынешним рейдерам.
История одной фотографии
В ходе изучения архитектуры по фотографиям разрушенного Сталинграда открывались довольно интересные и не столь широко известные факты военной истории.
– Рассматривая на фотографии, сделанной в марте 1943 года, разрушенное здание управления Сталинградской железной дороги на площади 9-го января, я обратил внимание на такую деталь: в нем точно по центру была расположена большая воронка от взрыва, – рассказывает Петр Петрович. – Я еще удивился: как же точно упала сюда бомба! А потом читаю воспоминания Чуянова, в которых он пишет, что немцы захватили это здание, из которого очень хорошо обстреливались окрестности. Тогда наши бойцы сделали подкоп под стратегический объект и заложили фугас как раз в центр здания.
Довольно долго пришлось искать архитектора, спроектировавшего больницу Водников. Петр Олейников пересмотрел кучу материалов в российских архивах и, уже потеряв надежду, неожиданно наткнулся на автора. Им оказался архитектор Коршунов, который учился в Карлсруэ и до революции проектировал коттеджи для московской знати.
Главный зодчий Сталинграда – Дворин
Изучая архитектуру довоенного Сталинграда, Петр Олейников пытался выяснить, кто же был главным архитектором Сталинграда.
– Им оказался Абрам Моисеевич Дворин. С 1932 года он был главным архитектором Ростова-на-Дону, а в 1935-м его перевели в Сталинград, – заверил Петр Олейников. – Он принимал участие и в проектировании набережной. А как только приехал в Сталинград, то сразу написал разгромную статью об архитектуре Сталинграда, досталось и местным архитекторам, которые, по его мнению, смешивали стили.
Всего Олейникову удалось установить авторство и местоположение более 350 зданий, собрать около 1000 подлинных документов. По словам автора, в основном это капитальные многоэтажные здания, построенные до 1942 года. Их, кстати, можно найти на аэрофотоснимке 1941 года, сделанном немецкими летчиками за два часа до бомбежки Сталинграда. Эту фотографию Петр Олейников обнаружил в Интернете 3 года назад. Чуть позже удалось найти и связаться с ее нынешним владельцем – жителем Америки, который прислал копию снимка в более качественном варианте. С помощью интернет-технологий на нее наложили современную карту Волгограда. И таким образом удалось идентифицировать около ста зданий только в центральной части города.
Несмотря на смешение стилей, это был красивый новый город. Мирный город, оказавшийся стойким солдатом.