Архитектурная летопись Волгограда

23.08.2015

Источник: v1.ru
Елена Иванова

В честь Дня строителя в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете в историческом подвале учебного корпуса – бывшем доме купца Шлыкова – открыта музейная экспозиция «Архитектурная летопись: Царицын – Сталинград – Волгоград».

Как сообщает «Дом.v1.ru» идея создания музея родилась еще в 2013 году, когда на заседании общественного совета при минстрое Волгоградской области директор информационного музейно-выставочного центра «Инновации в архитектуре, строительстве и ЖКХ», профессор, кандидат технических наук Петр Олейников представил общественникам идею нового проекта. Цель этой масштабной исследовательской работы – воссоздание архитектурного облика Царицына–Сталинграда в том виде, в каком он существовал не только в предвоенные годы, но и в более ранние эпохи.

Петр Олейников

«Все дело в том, что у нас осталось очень мало следов царицынской и сталинградской эпох, – пояснил Петр Олейников. – Проанализировав опыт других городов, в том числе Москвы, мы решили создать у себя музей архитектуры на базе музея ВолгГАСУ».

Тогда же в историческом учебном корпусе А, до революции являвшемся домом известного царицынского купца Шлыкова, под будущий музей были выделены подвальные помещения. Спустя два года, в преддверии Дня строителя, музей «Архитектурная летопись: Царицын – Сталинград – Волгоград» был торжественно открыт. В экспозиции нового музея выставлены сотни экспонатов, распределенные по трем основным залам и посвященные Царицыну, Сталинграду и Волгограду. Интересны и сами интерьеры подвала: сводчатые потолки и характерная кирпичная кладка начала прошлого столетия. Поскольку постройке более 100 лет, все внутренние поверхности были бережно очищены от многочисленных слоев штукатурки, укреплены, обработаны специальными составами для подготовки к показу.

Эпоха Царицына

Посетителей музея на входе встречают бревна частокола, оструганного студентами вуза в лучших исторических традициях первого царицынского острога. В нише посреди бревен установлена и скульптура-эскиз памятника первому воеводе Царицына Григорию Засекину, стоящего в сквере имени народного архитектора СССР Василия Симбирцева.

«В зале, посвященном Царицыну, мы попытались максимально воссоздать дух дореволюционного города, – рассказывает Петр Олейников. – К сожалению, до настоящего времени сохранилось крайне мало артефактов того времени, но и те, что представлены в экспозиции, бесценны для нас».

Среди экспонатов той эпохи есть и канализационный люк, выпущенный в Царицыне Международным товариществом чугунолитейных и механических заводов, наличник и ставни начала 20 века из жилого дома станицы Усть-Медведицкой, капитель от колонны неизвестного здания, найденная на территории Ангарского поселка и переданная в дар музею большим энтузиастом и знатоком истории Царицына и Сталинграда Владимиром Куликовым, и фрагмент кованой решетки из церкви Никиты-исповедника в Бекетовке. По словам Петра Олейникова, фрагмент ограды отличается высоким качеством ковки, с полным отсутствием сварных работ и датируется концом 18 – началом 19 века.

Владимир Куликов и капитель

«Царицынский самовар, утюг, сахарница… Это экспонаты, иллюстрирующие царицынский быт и создающие ауру той эпохи, – показывает Петр Олейников. – А это самопрялка, ее в музей моя мама отдала. Говорит: «Я 80 лет уже пряла и хватит, ладно, забирай в музей». Она с 12 лет начала на этой самопрялке прясть, а сейчас маме уже 92 года».

Есть в музее и подземный ход. Нарисованный на листе, но закрывающий собой глубокую нишу в стене подвала. По непроверенным слухам и легендам, подземные ходы, соединяющие подвал дома купца Шлыкова с соседними строениями, действительно существовали, но до сих пор не найдены.

Эпоха Сталинграда

У дверного проема, разделяющего царицынский и сталинградский залы, висит на стене большая фотография собора имени Александра Невского, сделанная в 1924 году.

«Эта фотография – на самом деле отдельный кадр из найденного нами в архиве документального фильма, снятого в последний год существования Царицына перед его переименованием в Сталинград, – рассказывает Петр Олейников. – Отличает ее, во-первых, изумительное качество изображения. Подобной фотографии восточного фасада храма мы еще не видели. А во-вторых, на фотографии явно видно, как из храма, в тот момент превращенного в гараж, выезжают автомашины».

По представленным в экспозиции зала фотографиям исследователи определяют очередность строительства крупных зданий в предвоенном Сталинграде.

«Мы определили одно из первых зданий Сталинграда, это больница №7, которую в 1927 году начал проектировать архитектор Александр Дроздов, – рассказывает Петр Олейников. – Примерно в это же время проектируется и так называемый Дом летчиков, построенный уже в 1930 году. Мы нашли оригинальные чертежи выполняемых работ со всеми подписями, датированные 1928–1930 годами».

Высококачественную панораму довоенной площади Павших борцов Петр Олейников сам собирал из фотографий, снятых, предположительно, с Дома Красной армии. В дореволюционном Царицыне площадь называлась сначала Базарной, а после Александровской. После переименования города и начала реконструкции под снос пошел не только собор Александра Невского, но и торговые ряды и многие не укладывающиеся в новый план строения. Был построен Центральный универмаг и здание «Интуриста». Старые царицынские здания, надстроенные еще двумя–тремя этажами, превратились в главпочтамт и облпищепром.

«Вот здесь на фотографии и макете можно увидеть довоенный Центральный универмаг, автором проекта которого стала Мария Цубикова, – показывает Петр Олейников. – Универмаг сохранился до настоящего времени практически неизменным. Сохранились по сей день и еще два дома, построенные по ее проекту: жилой дом на пересечении улиц Коммунистической и Гагарина и Дом консервщиков на углу Рабоче-Крестьянской и Огарева».

Здание первого в стране стационарного цирка, металлический купол которого опирается на стены, а не на колонны, оказывается, было построено также в довоенном Сталинграде. Он, хоть и лишился купола, но пережил войну, и сохранился до настоящего времени как административное здание на Тракторозаводском вещевом рынке.

Открывает экспозиция музея и ранее неизвестные широкому кругу имена сталинградских архитекторов. Например, долгое время было закрыто для публикаций имя одного из первых главных архитекторов Сталинграда Федора Дюженко, приехавшего в город в 1933 году, проектировавшего гостиницу «Сталинградскую» и многие другие здания. Как выяснилось, причиной забвения стало то, что после войны Федор Дюженко вошел в число «секретных» архитекторов-проектировщиков атомоградов и работал над строительством города Озерск.

А вот проектированием образцовых советских магазинов занимались в Сталинграде супруги Марианна Салин и Себастьян Бородин. За спроектированные ими высококлассные образцово-показательные молочные, табачные и мясные магазины сталинградцы благодарили наркома Анастаса Микояна, приехавшего в город в 1935 году и всыпавшего по первое число руководству облпищепрома за отвратительное отношение к населению. После войны Марианна Салин вернулась в Сталинград, но из-за болезни покинула архитектуру и до конца жизни проработала в политехническом институте преподавателем кафедры начертательной геометрии.

Ансамбли Волгограда

Второе рождение города на Волге иллюстрируется в музее экспозицией, посвященной восстановлению Сталинграда. Среди множества планов восстановления и застройки города одним из самых ценных считается первый проект генерального плана, выполненный в 1944 году академиком Алабяном. Но принят к исполнению был сделанный в 1949 году архитекторами Фиалко и Симбирцевым генеральный план перепланировки центра города. Впрочем, самые грандиозные объекты этого плана – Дом Советов и Музей обороны – так и не воплотились в реальности.

Показывается и в какой обстановке проектировался Волгоград. Родственники народного архитектора СССР Василия Симбирцева передали в музей его чертежный стол, сделанный в 1945 году немецкими военнопленными. Почти напротив стола Симбирцева демонстрируется и рабочий кабинет его коллеги по Сталинской премии Ефима Левитана. Указ о награждении обоих архитекторов за здание партийной школы, нынешнего медуниверситета, был опубликован в газете «Правда» и также представлен в экспозиции.

Уникальную для городов Советского Союза ситуацию, когда в одном городе трудились сразу три народных архитектора СССР, олицетворяет эскиз «Возрождение Сталинграда». Скульптурная композиция, признанная увековечить память народных архитекторов СССР Каро Алабяна, Василия Симбирцева и Вадима Масляева, была показана общественности еще в мае прошлого года, но из-за отсутствия денег так и не была воплощена в жизнь.

Впрочем, увидеть наглядно труд народных архитекторов можно на макете центральной части Волгограда от реки Царицы до Мамаева кургана, подаренном музею Союзом архитекторов. Сделанный более сорока лет назад, он за месяц реставрации был дополнен новыми объектами, построенными в центре с того времени. На фоне пожелтевшего от времени пластика и бумаги старых ансамблей белеют новизной макеты точечной застройки, домов по улицы Батальонной, стадиона «Победа» и других объектов.

«Волгоград – едва ли не единственный город России, лицом которого является именно ансамблевая застройка, – говорит Петр Олейников. – Центр города – это ансамбль площади Павших Борцов и Аллеи Героев. Рядом с ним ансамбль улицы Мира, ансамбль проспекта Ленина, ансамбль центральной набережной. Такого нет нигде! А сейчас то здесь кафешку поставят, то в якобы свободном месте бездумно дом воткнут. Нельзя же так делать. Свобода, которую дали с присказкой «делайте что хотите», привела к тому, что Волгоград превратился из города ансамблей в город «Мира люстр».

Фото Марии Часовитиной

Источник

Возврат к списку