Аннотация
Показано, что расчет дорожных одежд по сдвигу в грунте земляного полотна является аналогом расчета по допускаемым давлениям. Причем если величину допускаемого давления вычислять из условия пластичности Мора — Кулона, то расчет сводится к проверке условия, согласно которому давление не должно превышать первую критическую нагрузку. Преимущество расчета по безопасным давлениям состоит в возможности определения первой критической нагрузки по данным эксперимента, а измерить напряжение сдвига на площадке скольжения, проведенной через наиболее опасную точку, невозможно. Разработана методика определения первой критической нагрузки, учитывающая различия в напряженно-деформированном состоянии земляного полотна и слоев дорожной одежды при воздействии на них нагрузок от жесткого и гибкого штампов. Приведены результаты эксперимента и данные их статистической обработки.
Ключевые слова: дорожная одежда, сопротивление сдвигу, первая критическая нагрузка, критерий Мора — Кулона с тремя параметрами.
Ссылка для цитирования
Александров А. С., Калинин А. Л., Семенова Т. В. Определение первой критической нагрузки для дорожных конструкций // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2022. Вып. 1(86). С.
Об авторах
Александров Анатолий Сергеевич — канд. техн. наук, доц. каф. строительства и эксплуатации дорог, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ). Российская Федерация, 644080, г. Омск, пр. Мира, 5; aleksandrov00@mail.ru
Калинин Александр Львович — старший преподаватель каф. строительства и эксплуатации дорог, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ). Российская Федерация, 644080, г. Омск, пр. Мира, 5; a1exsandr55ne@mail.ru
Семенова Татьяна Викторовна — канд. техн. наук, доц. каф. строительства и эксплуатации дорог, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ). Российская Федерация, 644080, г. Омск, пр. Мира, 5; stv8@yandex.ru