Алексиков С.В., Павлова М.А., Гофман Д.И., Лескин А.И., Медведева В.В. Обоснование мероприятий по ремонту проезжей части городских магистралей юга России

Аннотация

На основе диагностики улично-дорожной сети (УДС) приведены характерные дефекты проезжей части. К основным дефектам относятся колейность, сетка трещин, просадки, выбоины, продольные трещины на стыке смежных полос укладки асфальтобетонной смеси. Первопричиной появления продольных трещин является интенсивное остывание асфальтобетонной смеси и, как следствие, недостаточное уплотнение покрытия в зоне стыка. Укладку и уплотнение смеси на стыке рекомендуется выполнять по схеме «тепловой замок». Развитие колейности, просадок и трещин проезжей части магистралей вызвано тяжелыми транспортными нагрузками от грузового транзитного транспорта и низкой прочностью дорожной одежды. Доля перегруженных автомобилей составляет до 54 %, общая масса — до 50,23 т. В летний жаркий период температура покрытия достигает 65 °С при снижении модуля упругости асфальтобетонов до 370…514 МПа. На дорогах с движением транзитного грузового транспорта предельно допустимая колейность формируется в течении двух-четырех лет. Сохранность дорог обеспечивается ограничением движения тяжеловесных автомобилей в светлое время суток с учетом температуры воздуха и материала покрытия. Низкая прочность проезжей части обусловлена недостаточной толщиной дорожной одежды и износом ее конструктивных слоев. Запас прочности на сдвиг в грунте под конструкцией изменяется от –204 до 0 %, что является причиной повышенной колейности проезжей части магистралей. Ремонт УДС с применением традиционной технологии укладки верхних асфальтобетонных слоев не дает должного результата. Многослойное асфальтобетонное покрытие хорошо работает на растяжение при изгибе, но не обеспечивает прочность конструкций в целом. Применение технологии ресайклирования не всегда возможно по причине наличия бордюров, ливневой канализации и других инженерных коммуникаций под проезжей частью. На отдельных участках необходимо восстановление прочности проезжей части путем ее полной разборки и устройства новых конструкций дорожной одежды, рассчитанных под современные транспортные нагрузки.

Ключевые слова: улично-дорожная сеть, проезжая часть, дорожная одежда, дефекты, колейность, низкая прочность, транспортные нагрузки, износ конструкций, ремонт.

Ссылка для цитирования

Обоснование мероприятий по ремонту проезжей части городских магистралей юга России / С. В. Алексиков, М. А. Павлова, Д. И. Гофман, А. И. Лескин, В. В. Медведева // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2023. Вып. 1(90). С. 73—80.

Об авторах

Алексиков Сергей Васильевич — д-р техн. наук, проф., зав. каф. строительства и эксплуатации транспортных сооружений, Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ). Российская Федерация, 400074, г. Волгоград, ул. Академическая, 1; AL34rus@mail.ru

Павлова Мария Александровна — аспирант, Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ). Российская Федерация, 400074, г. Волгоград, ул. Академическая, 1; mari_pavlova_1988@mail.ru

Гофман Дмитрий Иванович — канд. техн. наук, доц. каф. строительства и эксплуатации транспортных сооружений, Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ). Российская Федерация, 400074, г. Волгоград, ул. Академическая, 1; dima.0103@mail.ru

Лескин Андрей Иванович — канд. техн. наук, доц., доц. каф. строительства и эксплуатации транспортных сооружений, Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ). Российская Федерация, 400074, г. Волгоград, ул. Академическая, 1; leskien@inbox.ru

Медведева Вероника Вячеславовна — студентка, Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ). Российская Федерация, 400074, г. Волгоград, ул. Академическая, 1

Скачать