Навстречу солнцу: от Волгограда до Крыма на солнцекате

24.07.2020

Портал "Будущее России. Национальные проекты" вместе с АНО "Национальные приоритеты" рассказывает в проекте "Все включено!", как Россия становится привлекательной для отечественных и иностранных туристов благодаря нацпроектам.

Поддержка молодых ученых — одна из приоритетных задач национального проекта "Наука". Команда 28-летнего изобретателя из Волгоградской области Ивана Богданова придумала экологически чистый транспорт на солнечных батареях. Со стороны машина выглядит как гибрид велосипеда, катамарана и небольшой солнечной электростанции, но на деле это серьезный транспорт, способный перевозить путешественника и его багаж более чем на тысячу километров. Сейчас разработчик готовится к международной гонке The Sun Trip Tour, где проедет от Франции до Китая.

О том, как появился солнцекат, может ли он проехать по бездорожью от Волгоградской области до Севастополя, а также как организовать индивидуальный тур по стране на нетривиальном транспорте, сам изобретатель Иван Богданов рассказал в интервью корреспонденту портала.

— Как солнцекат появился в вашей жизни?

— История достаточно обычная и без захватывающих подробностей. В годы моего студенчества в Камышинском технологическом институте (филиал Волгоградского государственного технического университета. — Прим. ред.) на одной из конференций в 2013 году ко мне подошел мой научный руководитель и предложил реализовать его идею проекта с беспроводным электричеством. Я покопался, поработал в этой теме и понял, что у меня ничего в ней не получается (смеется).

— Но вы все же взялись за проект?

— Да, научный руководитель не сдавался и продолжал предлагать проекты. Одним из них был солнцекат — идея существовала до меня, проектом уже занимались другие студенты, которые окончили университет, так и не реализовав эту идею.

Но, по сути, все, что было на тот момент из проекта, — это идея и обычный трехколесный велосипед, купленный в магазине. Я занялся этой темой, все изучил, прочитал, выиграл грант от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе "Умник". В итоге у нас появились средства, на которые мы и смогли дальше собрать наш велосипед.

— Вы работали в одиночку?

— Сначала работал сам, но, если честно, получалась какая-то ерунда. Со временем у нас сформировалась команда из трех — пяти человек: кто-то отвечал за сварку, кто-то за расчеты, кто-то помогал руками. И в 2015 году мы сделали первый электровелосипед на солнечных батареях. Мы даже смело его так назвали — "первый в мире грузовой электровелосипед на солнечных батареях". И здесь ключевое слово "грузовой". Его грузоподъемность была 100 кг, перемещался он на расстояние 100 км в день и мог без подзарядки проехать такое же расстояние на следующий день.

 

— Вы как-то тестировали велосипед?

— Мы делали пробег по Волгоградской области — от Камышина до села Солодча Ольховского района. Проехали 135 км, протестировали, все прошло хорошо. Но по итогам пробега мы поняли, что нужен велосипед, который сможет проехать намного больше. Мы захотели сделать велосипед для туризма, то есть, чтобы человек садился, в день проезжал по 150–200 км вне зависимости от населенных пунктов и чтобы он дальше мог двигаться хоть месяц вне населенных пунктов. Эта идея была реализована в том виде, который вы видите сейчас, — в формате солнцеката. Чтобы протестировать его, мы вновь устроили автопробег и в этот раз проехали от Волгограда до Севастополя. Расстояние получилось ровно в десять раз больше, чем в прошлом году, — 1350 км.

— Сколько человек участвовали в пробеге?

— Восемь человек, один солнцекат. В команде у нас было еще три обычных электровелосипеда, которые нам дали протестировать, их приходилось подзаряжать. Три человека ехали на велосипедах, один пилот солнцеката, я, мой научный руководитель, один механик и видеооператор. Получилось четыре человека на велосипедах и остальные на двух машинах сопровождения.

— Вы ехали только по трассам или и по пересеченной местности?

— Ехали по трассам. Но у нас в Волгоградской области трассы как пересеченная местность (смеется). Но на скорость передвижения эти дороги не влияли.

— А какова средняя и максимальная скорость?

— Максимальная скорость для велосипеда согласно правилам дорожного движения должна быть ограничена 37 км/ч, поэтому в среднем мы так и ехали. На самом деле он развивает и 45 км/ч, но ехать уже становится небезопасно.

— Допустим, я отправилась в свой тур на солнцекате и попала в дождливую погоду. И допустим, к тому же застряла в яме. Мое путешествие обречено на провал и мне придется ждать, когда солнце снова появится на небе и я смогу поехать дальше?

— Во-первых, солнцекат достаточно легкий и его самостоятельно можно вывезти на трассу из любой ямы, если вы в ней очутились. Более того, мы сейчас работаем над тем, чтобы дополнительно облегчить его еще примерно вдвое. А во-вторых, солнцекат прекрасно едет как на педалях, так и на аккумуляторе, которого хватает еще на 30–50 км.

— А как долго он заряжается? И есть ли у него сменные аккумуляторы?

— У нас нет сменного аккумулятора, но, в принципе, за четыре часа он зарядится от обычной сети в 220 В.

— Но это ему нужно заряжаться на специальных заправках для электрокаров? Или можно подключиться к любой розетке?

— Он заряжается абсолютно от любой розетки в 220 В.

— А планируете ли вы запускать его в коммерческое производство?

— Сейчас у нас два действующих солнцеката — грузовой и туристический. И есть ряд компаний-партнеров, которые так или иначе помогают нам в реализации наших планов, — это компания Eltreco, самый известный российский оптовик электротранспорта по велосипедам в России, компания "5 киловатт". И сейчас еще к нам присоединилась компания Golden Motor — это российский производитель электродвигателей. На данный момент мы просто дружим, общаемся, компании помогают нам с комплектующими. А в дальнейшем мы бы хотели продавать наши солнцекаты через их площадки.

— То есть производство пока не налажено, но в перспективе вы рассматриваете такой вариант?

— Да, но мы пока не определились со стратегией развития наших солнцекатов. Мы еще не решили, будем ли сами заниматься продажами или зайдем на рынок через партнеров. Сейчас в приоритете другая задача: мы ожидаем результатов от нашего студенческого конструкторского бюро, которое занимается разработкой более производительных солнечных батарей. Как только решим этот вопрос, будем думать над продвижением.

— После выпуска для широкой аудитории каким будет статус у солнцекатов? Понадобятся ли им регистрационные номера, как у автомобилей, или это все же велосипед?

— Солнцекат не нужно регистрировать. Да, это велосипед, у него ограниченная скорость.

— Но вы сами ездите на нем по городу?

— Да, я езжу на нем по городу, особенно летом. Я живу в маленьком городе с населением 100 тыс., здесь ездить очень комфортно.

— И как люди реагируют на него?

— У меня такое ощущение, как будто я еду на Ferrari по моему маленькому городу. То есть внимания просто в избытке и мне иногда вообще не хочется останавливаться, а хочется ехать и ехать.

— Сотрудники ДПС не останавливают?

— Во время пробега нас два раза останавливали. У нас даже есть фото с ними. Точнее, фотофакт, как дэпээсники фотографировались с солнцекатом.