Издание «Все для Вас-Волгоград»: Ученые ВолгГТУ развивают аддитивные технологии

16.06.2020

Волгоградский проект попал в полуфинал всероссийского конкурса стартапов «Криптонит Startup Challenge» с инновационной технологией производства высокопрочных изделий для медицины, авиа- и автостроения. О старте популярного конкурса члены команды узнали на портале «Habr» и сразу же решили поучаствовать. Это уже не первый конкурс для команды, за их плечами множество выставок, стартап-конкурсов и научных конференций. 

Мы поговорили с научным руководителем проекта, к.т.н., доцентом ВолгГТУ Алексеем Владимировичем Дроботовым и узнали много интересного о новых материалах, 3D-печати и жизни стартаперов.

Расскажите подробнее о проекте, представленном для конкурса? 

Наш проект является примером трансформации ВолгГТУ к современной концепции «Университет 3.0», подразумевающей, что у вуза к двум традиционным миссиям (образовательной и научно-исследовательской) добавляется третья – коммерциализация знаний и технологий. Мы довели проект до стадии коммерциализации и уже участвуем в различных мероприятиях для его развития, популяризации и внедрения в производство.   

Сколько времени потребовалось на проработку проекта (от возникновения идеи до действий по реализации задуманного)?

Проект начался в 2012 году, в 2015 был создан первый прототип, в 2017 – второй, существенно переработанный, а уже в 2019 технология доведена до стадии промышленного применения.

На кого, прежде всего, ориентирована Ваша разработка?

Пятиосевой 3D-принтер ориентирован на применение в промышленности для производства высокопрочных мелкосерийных изделий в сжатые сроки и без серьезной подготовки производства. С его помощью возможно производство изделий сложных форм, которые не могут быть произведены с помощью традиционных технологий. Также наше изобретение может использоваться для обучения работе на многоосевых станках с числовым программным управлением.

Ваши прежние разработки как-то связаны с текущей или это что-то совершенно новое в вашей практике?
Проект очень большой и технически сложный. Естественно, в ходе реализации проекта были попытки «проверить» другие перспективные направления развития аддитивных технологий, но они не получили развития.

Что должен знать обычный человек о 3D-печати? Что нового сейчас происходит в этой области?

Тридцать лет назад компьютер воспринимался чем-то диковинным и мало кто верил, что он будет стоять в каждом доме, а многие будут постоянно носить его с собой. Двадцать лет назад компьютеры стали активно внедряться в нашу жизнь, но принтеры воспринимались как нечто узкоспециализированное. Спустя 10 лет принтер появился практически у каждого второго. Сейчас 3D-принтеры воспринимаются как экзотичные новинки, и мало кто верит, что через 10 лет они будут стоять в каждой третьей квартире.

Некоторые ученые считают, что 3D-печать станет основной производственной технологией в XXI веке. С её помощью будут производить почти все материальное: от строительства домов до продуктов питания и частей человеческого тела для их последующей имплантации. Мы придерживаемся более скромной позиции, но то, что 3D-принтеры станут неотъемлемой частью любого производства – бесспорно. Они уже сейчас активно внедряются в медицине (производят зубные импланты, коленные суставы, кости), в машиностроении (производят прототипы и детали готового оборудования), в архитектуре (производят макеты зданий), в строительстве (в России уже напечатано несколько полноценных домов) и других сферах. Применение 3D-печати в образовании – это новая стадия ее развития. Не секрет, что Интернет поглощает внимание молодежи, учеба на его фоне кажется неинтересной и ей уделяется меньше времени и сил. Но 3D-технологии, позволяющие в считанные минуты спроектировать что-то на компьютере, запустить на печать и через пару часов держать физически изготовленную деталь в руках – позволят возродить интерес молодежи к техническому творчеству, оторвать её от медиапространства.

Как образовалась команда, которая придумала этот проект?

После защиты кандидатской диссертации и трудоустройства на кафедру автоматизации производственных процессов ВолгГТУ в должности старшего преподавателя, я решил заняться практически неизвестным на тот момент направлением 3D-печати, видя в нем большое будущее. Кроме того, данное направление отлично подходило под профиль кафедры, так как 3D-принтеры включают и программную, и электронную, и механическую составляющую — все аспекты автоматизации, позволяющие сделать качественную и всестороннюю выпускную работу для студентов. В то же время на четвертом курсе кафедры АПП нашлись два студента, которые тоже загорелись идеей 3D-печати — Артем Авдеев и Андрей Швец. Артему хорошо давалась работа по 3D-проектированию, патентному поиску, анализу литературы и работа с документами. Андрей мастерски владел паяльником, отлично разбирался в электронике и механике, занимался графическим оформлением. Студенты получили темы бакалаврских работ, направленные на развитие технологий 3D-печати, и работа закипела. Немного позже к команде присоединился талантливый студент-программист Илья Гущин.

Что означает название Stereotech? Кто его придумал?

Название было придумано мной в 2015 году. «Stereotech» расшифровывается как «Объемные (пространственные) технологии» и задумывалось изначально для отражения особенностей пятиосевой 3D-печати, при которой изделие получается более прочным за счет наложения нитей материала по сложным «пространственным» траекториям, а не по плоским прямым как при обычной 3D-печати. 

Привлекаете ли вы к своим разработкам студентов технического университета, у которых есть новаторский потенциал? 

Большинство наших разработок как раз и выполнено студентами и аспирантами ВолгГТУ. Коллектив регулярно пополняется новыми толковыми студентами, которые на базе Stereotech и ВолгГТУ осваивают современные технологии, набираются опыта и выполняют дипломные проекты на высоком уровне с реальным изготовлением и внедрением их конструкторских и программных разработок. 

Какой совет вы бы могли дать студентам политеха, которые только задумываются о создании своего стартапа (но боятся)? Как им решиться на этот шаг?

Любая конструктивная работа дает результат: даже если Ваш проект не дорастет до полноценного коммерческого проекта, в любом случае в процессе работы над ним вы наберетесь опыта, узнаете много нового и интересного, повысите свою квалификацию. Поэтому нужно пробовать, экспериментировать, развиваться. Есть только одно "золотое" правило: под лежачий камень вода не течет.