Дистанционное образование. Как это работает в ВолгГТУ?

28.04.2020

В ВолгГТУ функционирует электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), развернутая на базе LMS ( система управления обучением) Moodle. В ЭИОС размещены курсы по дисциплинам (практикам, модулям), на которые подписаны ведущие их преподаватели, а также студенты. Преподаватели наполняют свои курсы всеми необходимыми для полноценного обучения студентов материалами: тексты лекций, задания, тесты, ссылки на литературу и обучающее видео.  Для общения в режиме реального времени используются чаты. В любое время можно отправить вопрос преподавателю через форум курса. В свою очередь преподаватель также может моментально разослать какую-либо новость на электронную почту студентов, через новостной форум. Для анализа результата работы студентов и преподавателей существует система отчетов. Деканы факультетов и руководство учебно-методического управления регулярно контролируют, как ведется работа. ЭИОС сохраняет все сведения о деятельности своих пользователей, а также позволяет выставлять оценки студентам за проделанную работу. В помощь преподавателям разработаны методические указания по работе в ЭИОС, а также отснято достаточно большое количество обучающих видео, в том числе и силами студентов. Силами факультета электроники и вычислительной техники ВолгГТУ собрана команда волонтеров, помогающая преподавателям освоить новые технологии обучения.

При необходимости преподаватели используют и другие инструменты дистанционного обучения. Например, видео трансляции, чаще всего через сервис Zoom.  Также остаются популярными различные мессенджеры и социальные сети. Здесь, наверное, лидером можно назвать социальную сеть ВКонтакте.

Вот что нам рассказала о своем опыте дистанционной работы со студентами заведующая сектором нормативно-методического обеспечения образовательной деятельности учебно-методического управления ВолгГТУ, по совместительству старший преподаватель кафедры ПОАС (программное обеспечение автоматизированных систем) факультета электроники и вычислительной техники Елена Дмитриевна Беришева.

Для реализации образовательного процесса Елена Дмитриевна использует ЭИОС университета. Во время занятий по расписанию она со студентами выходят в чат, где должны отметить свое присутствие, там же они задают свои вопросы. К началу занятий в курсе уже выложен и открыт материал для изучения. После каждого занятия лекционного типа студенты обязательно проходят тестирование. Вопросы теста Е.Д. Беришева делает очень простыми, но если не ознакомиться с материалом, то и не ответишь. Тест открывается на 10 минут в конце занятия, после запуска теста у студента есть только 5 минут, чтобы ответить на 5 вопросов и только одна попытка. Если студент не проходил тестирование, то преподаватель считает его отсутствовавшим на занятии. Если студент набрал 60% и более правильных ответов, то получает плюс 1 балл к рейтингу. Для выполнения лабораторных работ студенты в ЭИОС получают задание и в конце занятия должны его там же отправить на проверку.  Время сдачи также ограничено. При возникновении каких-либо проблем, например, технических, студент должен при первой возможности сообщить о них, и тогда он получает возможность отчитаться в дополнительное время.

Нахождение в домашней обстановке несколько расслабляет студентов, поэтому Е.Д. Беришева всегда перед началом занятия оповещает их через Беседы по дисциплинам в социальной сети ВКонтакте о том, что ждет их в чате ЭИОС через 10 минут. Если к началу занятия в чате она видит не всех студентов, то также через ВК просит подтянуть остальных. Это действительно работает, т. к. в ВК студенты есть практически всегда. Во время занятий ВК также помогает, например, если для обсуждения вопроса необходимы иллюстрации или просто для неформального общения, разрядка тоже нужна.

Если во время занятий требуется демонстрация процесса работы, то используется Zoom. В нем же проходят и заседания кафедры.

В целом Елена Дмитриевна подчеркивает, что те студенты, которые учились и посещали занятия до перехода в режим дистанционного обучения, также делают это и сейчас, несмотря на возникающие трудности. Установка временных ограничений и постоянный контакт помогают дисциплинировать их. Поэтому дистанционное обучение, бесспорно, имеет свои плюсы, но живого общения все-таки очень не хватает, отмечает при этом Е.Д. Беришева.

Возврат к списку