Актуальное интервью: Как опорный вуз помогает своим выпускникам в трудоустройстве

11.05.2018

– Владимир Александрович, на последнем заседании ректората Вы рассказывали о том, как вуз содействует своим выпускникам в трудоустройстве. Проблема, несомненно, важная, однако год от года ее острота практически не снижалась. Почему именно теперь к ней так возрос интерес?

– Подготовка востребованных специалистов – всегда была главной задачей, стоящей перед вузами. Но ранее, в отсутствии единых требований, скажем так, каждый вуз решал эту проблему по своему усмотрению. А в 2016 году Минобрнауки России приняло решение о включении в Перечень показателей мониторинга «Трудоустройство выпускников». На мой взгляд, это правильно. Причем, начиная с нынешнего года, этот показатель определяется с помощью данных Пенсионного фонда (устроился выпускник на работу, пошли отчисления в ПФ – вошел в показатели мониторинга). Собственно, в этой связи и потребовалось изменить подходы как в организации работы с выпускниками и студентами, так и работу самого отдела содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников. Сегодня он насчитывает 4,5 ставки, причем с обязательным наличием в нем специалиста-психолога, который также в ранге заместителя начальника отдела занимается инклюзивным образованием.

– А как выстраиваются отношения с Пенсионным фондом? 

– Для координации и тесной связи в работе с нами также два года назад были заключены соглашения о сотрудничестве с региональным Пенсионным фондом и городским Центром занятости населения, проведены встречи и установлены контакты с их руководителями соответственно В.А. Федоровым и Р.А. Акишевым. Также была достигнута договоренность о том, что вся информация, идущая в Центр, согласовывается и выверяется с вузом.

Таким образом, специалисты Пенсионного фонда и Центра занятости населения стали постоянными партнерами ВолгГТУ в проведении профориентационной работы университета. 

– Кажется, теперь самое время перейти непосредственно к работе нашего, вузовского, отдела.

– Прежде всего, напомню, что к традиционной форме работы отдела – проведению ежегодной «Ярмарки вакансий» добавилась новая форма – «День твоей карьеры». Такие мероприятия организуются для студентов 4-х курсов и магистрантов каждого факультета университета. Особенность «Дней твоей карьеры» в том, что на них приглашаются представители самых интересных в плане трудоустройства предприятий Волгограда, причем, с учетом пожеланий руководства факультетов и самих студентов. К тому же представители организаций, среди которых, как правило, есть бывшие студенты политеха – ныне успешные выпускники, могут пообщаться с будущими выпускниками интересующих их факультетов.

И вот уже третий год подряд проводятся такие мероприятия, в которых приняли участие 485 студентов и 48 представителей кадровых служб волгоградских предприятий. В результате более 85 студентов нашего вуза получили возможность работать по специальности на 9 предприятиях области, на которых, кстати сказать, они смогли побывать, будучи студентами, познакомиться с производством, с будущими условиями

работы. Добавлю, что большая часть таких предприятий, как, например, ОАО «НПГ «Сады Придонья», ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий», ОАО «Волгограднефтемаш», «ВгАЗ-СУАЛ» АО «СУАЛ», ЗАО «Арконт Холдинг» и многие другие, присылают свой транспорт, представителей и проводят экскурсии-знакомства для наших будущих выпускников. Активно участвуют в «Днях карьеры» и волгоградские банки, торговые и транспортные организации.

– А в самих «Ярмарках вакансий» есть какие-либо новшества?

– В последние 3 года изменился их формат – накануне проведения вместе с приглашениями для участия в кадровые службы предприятия рассылаются сборники с фамилиями выпускников и краткими аннотациями (с их согласия). «Ярмарка вакансий» проводится в апреле каждого года, в ней принимают участие около 40 предприятий в очной форме и около 25 – в заочной форме.

Начинается она традиционно – с приветствия руководства университета и представителей администрации области (на уровне заместителя губернатора) с последующим представлением визитных карточек – в виде видеороликов ведущих предприятий региона.

После пленарного заседания проходят круглые столы, на которых даются юридические консультации и проводятся индивидуальные собеседования с нашими выпускниками. Активное участие в проведении «Ярмарок вакансий» принимают деканы факультетов, их помощники.

– А какие еще мероприятия в помощь профессиональной ориентации студентов проводятся в университете?

– Начиная с прошлого учебного года, отдел содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников организует и проводит тренинги «Технология карьеры». Их цель – развить у наших выпускников навыки, необходимые для трудоустройства: составление резюме, самопрезентаций, культуры публичных выступлений, саморегуляции в стрессе. Этому же были посвящены и проведенные «мастер-классы».

Особое внимание уделяется работе с выпускниками-инвалидами. В частности, с этой целью в ходе «Ярмарки вакансий» выделялся сектор «Твоя профессиональная карьера». Студентам были представлены интерактивные презентации предприятий города, которые имеют квотируемые рабочие места для инвалидов. А также предоставлялась возможность индивидуальной беседы с представителем Центра занятости населения г. Волгограда, в которой обсуждались правовые вопросы при трудоустройстве выпускников с инвалидностью и ОВЗ, после чего им предлагалось заполнить анкету в студенческом кадровом агентстве «Навигатор».

– Владимир Александрович, чтобы Вы хотели предложить в русле этой беседы на

перспективу?

– Необходимо упорядочить работу по целевому набору обучающихся для ведущих организаций города, используя для этого возможности администрации области, ее профильных комитетов. Кроме того, надо еще раз посмотреть перечень востребованных (дефицитных) инженерных профессий и сосредоточить именно на них дополнительные возможности университета как опорного вуза. Также я считаю крайне полезным проведение осенью этого года научно-практической конференции совместно с областным Комитетом промышленности и торговли, на которой надо обсудить и принять решение по уточнению специальностей и направлений обучения на ближайшие 5 – 10 лет, исходя из концепции развития экономики региона.