Заседание ректората

21.11.2017

Открывая очередное заседание ректората, руководитель опорного техуниверситета, академик РАН В.И. Лысак напомнил повестку дня, после чего сделал два сообщения.

Минутой молчания участники заседания почтили память ушедшего из  жизни коллеги – кандидата технических наук, доцента Василия Григорьевича Карабань, возглавлявшего с 1999 по 2010 гг. машиностроительный факультет. Затем под аплодисменты зала ректор поздравил начальника ФЭУ Римму Николаевну Бганцеву с рождением внука, заметив при этом: «Жизнь как она есть». И ректорат приступил к работе по повестке дня.
О подготовке к комплексной государственной аккредитации образовательных программ высшего образования, реализуемых в университете, рассказал проректор по учебной работе И.Л. Гоник. Представив план-график подготовки к аккредитации-2018 и перечень актов, связанных с подготовкой, докладчик обратил внимание на то, что для хранения таких материалов создано «Облако», иными словами файловое хранилище, благодаря чему можно отследить, что уже выполнено в соответствии с необходимыми документами, а что еще предстоит выполнить. К мероприятиям, уже выполненным, относится, например, актуализация реализуемых учебных планов требованиям ФГОС ВО и СПО.

Как отметил докладчик, глобальная идея состоит в том, что учебные планы должны быть едины.  Анализ соответствия основных образовательных программ (ООП) – в части: кадрового, материально-технического, учебно-методического обеспечения, электронной информационно-образовательной среды.  Так что в «Облаке» можно найти не только перечень нормативно-правового обеспечения, но и материалы совещаний ВолгГТУ, формы справок кадрового и материально-технического обеспечения, а также и сведения о кадрах и МТО и даже расписание занятий и сессий за последние пять лет. И далее проректор проанализировал, как реализуются образовательные программы на факультетах: говоря в общем, – не одинаково успешно.  

Среди проблем были выделены следующие: отсутствие актуальной информации на сайте университета и в файловом хранилище; планы на сайте, учебные графики, методические материалы и т.д. не всегда соответствуют реальности; также выявлены некоторые несоответствия ООП требованиям ФГОС, к  примеру, в части кадрового обеспечения либо в МТО. А в части электронной информационно-образовательной среды нет портфолио обучающихся, не обеспечено электронное взаимодействие. Нет коммуникации между членами рабочих групп. «Мы сейчас к этому подходим», – пояснил Игорь Леонидович. Вместе с тем он подчеркнул, что многие мероприятия заканчиваются в ноябре, который является контрольной точкой.

Продолжил тему, как содокладчик, проректор по учебной работе С.В. Кузьмин. Сергей Викторович главным образом говорил об информатизации образовательного процесса. Проректор призвал заведующих кафедрами привести в соответствие с требованиями файловые хранилища, так как порой встречаются устаревшие программы. Использованию программных лицензионных средств докладчик уделил особое внимание, а также напомнил собравшимся, что еще не все кафедры и подразделения представили заключение об использовании лицензионного ПО. В связи с чем он предупредил руководителей структурных подразделений о том, что они несут персональную ответственность в случае использования нелицензионного ПО в вверенном им подразделении.   

Сообщение о принимаемых в региональном опорном техуниверситете мерах по увеличению контингента сделал опять же И.Л. Гоник.  Общая численность студентов очной формы обучения, подчеркнем, именно очной, в соответствии с целевым показателем в 2017 году должна составлять 9500 человек, в 2018 – 9800. В реальности этот показатель пока не дотягивает до необходимой цифры. Чтобы выправить ситуацию, в Волгоградском опорном техуниверситете подготовлена серьезная объемная программа. Среди  намеченных мероприятий: расширение каналов информирования школьников об опорном университете в предстоящем учебном году – это и рекламно-информационные раздаточные материалы, и реклама в СМИ прежде всего региональных, и создание группы в соцсетях и т.д. Также разработаны новые формы профориентационных  мероприятий, как, например, День магистра для студентов старших курсов и выпускников других вузов, или, к  примеру, расширение географии посещения образовательных учреждений соседних областей: Ростовской, Астраханской,  Республики Калмыкия. Увеличен охват школьников основными профориентационными мероприятиями, в том числе проведение совместно с городским департаментом образования встреч ВолгГТУ со школьниками всех районов города на базе ведущих образовательных учреждений, это и профориентационная работа в районах Волгоградской области. Не говоря уже о проведении олимпиад, конкурсов школьников на базе ВолгГТУ (олимпиада школьников «Звезда», олимпиада «Интегралец» по физике, математике, биологии, информатике и ИКТ и т.д.).  И этот перечень мероприятий можно еще долго продолжать. Достаточно сказать о самых последних формах профориентационной работы. Одна из новых форм – система непрерывного обучения: (школьники) Юниор-Актив – ПРО-актив (студенты) – Стартап-проекты (профессионалы) и, конечно же, Кванториум, предполагающий целый ряд образовательных направлений, который появится в основном на базе ВолгГТУ уже в  будущем году.

О мерах по увеличению контингента иностранных студентов в опорном университете проинформировал проректор по учебной работе С.Ю. Калашников. Надо отметить, что докладчик представил развернутую картину, с подробным, скрупулезным анализом.

Общая численность иностранных студентов на 2017/18 учебный год составляет 1018 человек. И то, что у нас студентов более тысячи, пояснил Сергей Юрьевич, переводит наш университет в категорию выше – в вузы, где контингент также больше 1000. Есть и еще более высокая категория вузов. Но и при том, что имеется сегодня, в ВолгГТУ количество иностранных студентов больше, чем в среднем в российских вузах по стране. Из каких же стран приехали к нам учиться иностранные студенты? В основном они прибыли из стран СНГ: Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана, Украины; из стран Ближнего Востока: Ирака, Сирии, Афганистана, Палестины; из стран Юго-Восточной Азии: Вьетнама, Китая; и из стран Африки: Нигерии, Анголы, КОТ-ДИВУАР, ДРК.

Доход университета от обучения иностранных граждан, по прогнозу, составит в 2017 году 45 000 руб., в 2018 г. – 47000 рублей, что значительно больше, чем в предыдущие годы.

Перспективными направлениями, по мнению докладчика, является сотрудничество с целью привлечения к обучению в ВолгГТУ с такими странами, как Казахстан, Беларусь, Иран и др., так называемая программа двух дипломов и другие формы. И под занавес выступления Сергей Юрьевич представил презентацию о конкурентоспособности ВолгГТУ при наборе иностранных студентов, которая содержит такие параметры, как привлекательность, ППС, финансовая устойчивость. И как показали расчеты, отметил докладчик, у ВолгГТУ есть резерв. «Здесь ситуация достаточно стабильная», – такой емкий вывод сделал руководитель опорного техуниверситета В.И. Лысак.

С докладами о мероприятиях по развитию ФПИК и по развитию ФДО выступили их руководители А.Н. Савкин и О.В. Душко. И здесь была отмечена положительная динамика.  

На заседании также были рассмотрены и другие вопросы.

Возврат к списку