Выступление ректора на торжественном заседании, посвященном 60-летию ВолгГАСУ

23.09.2012

Уважаемые гости, коллеги, друзья!

В такие торжественные моменты как сегодня, полагается выступать с юбилейным докладом, где в цифрах и фактах будут изложены успехи и достижения нашего вуза за прошедшие 60 лет. Эти успехи и достижения действительно есть, они реальны и осязаемы. Именно благодаря этим успехам и достижениям Сталинградский институт инженеров городского хозяйства — наш любимый Горхоз — за 60 лет превратился в крупный отраслевой архитектурно-строительный университет.

Но я хочу вам предложить конспективно-образно взглянуть на наш вуз и его историю как на процесс строительства, где объектом строительства является университет, строителями — преподаватели, студенты и сотрудники, а возглавляет строительство ректор, иначе говоря, языком стройки — прораб.

Вот об этих прорабах и этапах строительства, которыми им выпало руководить я и хотел бы коротко напомнить.

Начало в прямом и переносном смысле строительства нашего вуза относится к 1952 году. Точнее говоря, приказ № 842 министра коммунального хозяйства РСФСР об организации в 1952 г. Сталинградского института инженеров городского хозяйства с контингентом приема студентов на 1952/53 учебный год в количестве 400 человек был подписан 13 декабря 1951 г. В январе 1952 г. Сталинградский городской Совет депутатов трудящихся принял решение «Об очередных мероприятиях по подготовке к открытию института инженеров городского хозяйства». Согласно этому документу трест «Сталинградкультстрой» должен был немедленно развернуть строительные работы на месте бывшего ремесленного училища, точнее, завершить их, ибо здание в основном было готово (оно строилось с 1946 г.). Начальнику архитектурно-планировочной мастерской Вадиму Ефимовичу Масляеву поручалось провести внутреннюю перепланировку вводимых в эксплуатацию корпусов. Главный архитектор города Василий Николаевич Симбирцев должен был «в установленном порядке» оформить отвод участка для здания студенческого общежития.

Руководителем Горхоза — первым так сказать, «прорабом» нашего строительства был назначен Иван Петрович Савченко. Первым всегда бывает трудно и мы не стали здесь исключением. Прошло почти 5 месяцев со времени подписания приказа министерства, а о нем словно забыли. Вспомнили лишь 9 мая в связи с празднованием очередной годовщины Победы над Германией. И на следующий день, 10 мая, появился новый приказ министра, обязывающий Планово-финансовое управление и Главное управление учебными заведениями в трехдневный срок оформить финансирование окончания работ по строительству здания института.

А поскольку время в значительной степени было упущено, то приказ определял новые, раздельные сроки завершения реконструкции института: к 1 августа должен быть готов корпус, расположенный по ул. Циолковского, через месяц — к 1 сентября — здание по ул. Академической, а к 1 января 1953 г. — все остальное. В газетах было напечатано объявление о наборе в СИИГХ.

Нужно отметить, что вуз создавался не на пустом месте — фундамент строительного образования в Сталинграде был заложен ещё в 1930 году, созданием Сталинградского строительного института. Была своя логика в том, что одновременно с возрождением города был возрожден и вуз в задачи которого входила подготовка кадров для строящегося городского хозяйства. С самого начала вуз создавался нацеленным на интересы и потребности города. Первоначально подготовка инженеров велась по 3 специальностям городское строительство, автомагистрали и городские дороги, теплогазоснабжение и вентиляция.

Корпуса института по улицам Академической и Циолковского не были готовы, тем не менее, 1 сентября 1952 г. начались учебные занятия. Было очень нелегко. Не хватало учебников, методического обеспечения, опыта. В первый учебный год в институте насчитывалось 27 преподавателей (объединенных в девять кафедр). Из них один доктор наук и три кандидата наук. В дальнейшем число преподавателей росло с каждым годом: 1953/54 — 55, 1954/55 — 80 и т. д.

Важным направлением работы вуза стала научно-исследовательская деятельность. 18 апреля 1953 г. состоялась первая студенческая научная конференция. С первым докладом выступил студент Аполлон Никифорович Тихонов — будущий легендарный декан строительного факультета.

Иван Петрович Савченко руководил вузом 18 лет. За это время институт прошел период становления. Материально-техническая база института укрепилась. В декабре 1956 г. было построено студенческое общежитие № 1, осенью 1958 г. началось строительство нового учебного корпуса «Б» и жилого дома для сотрудников (ул. Циолковского, 1), 10 сентября 1959 г. был открыт спортивный лагерь института. В 1956 г. на базе переданного из Саратова вечернего факультета в Волжском был открыт Волжский вечерний факультет СИИГХ — первый вуз нового города.

В этот период СИИГХ становится одним их крупнейших вузов Поволжья. В нем было 4 факультета, 21 кафедра, 27 учебно-научных лабораторий. Количество студентов достигло 2500 человек, преподавателей — свыше 150 человек.

В 1962 г. Министерство высшего и среднего образования РСФСР разрешило открыть аспирантуру по 6 специальностям, затем число специальностей в аспирантуре было расширено до 10. При активной помощи и поддержке Ивана Петровича была создана лаборатория по охране воздушной среды городов и полигон городского моделирования, позволившие проводить уникальные исследования по моделированию процессов рассеяния отработавших газов автотранспорта и промышленных выбросов в условиях городской застройки. Шла совместная работа с ведущими НИИ и вузами Советского Союза. Был открыт совет по защите кандидатских диссертаций.

К концу 60-х годов Горхоз перерос свою первоначальную узкую направленность. 22 июня 1966 г. Иван Петрович Савченко направил письмо в Министерство высшего и специального образования РСФСР с просьбой изменить название вуза: «За 14 лет деятельности в полной мере определился профиль института как градостроительного. Ведущей специальностью вуза является „Городское строительство“. По остальным специальностям также осуществляется подготовка инженеров-строителей... Поэтому принятое в 1952 г. название института целесообразно изменить на Волгоградский институт городского строительства». Первый этап создания вуза заканчивался. Становился актуальным вопрос перехода на новый качественный уровень — на следующий этаж строящегося объекта. Но решать эту задачу предстояло новому прорабу.

В 1970 г. на пост ректора был назначен Владимир Иванович Атопов. Он с присущей ему энергией, целеустремленностью и умением ставить масштабные перспективные задачи включился в работу, сделав акцент на интеграции обучения и производства, участии вуза в решении реальных производственных задач. Продолжилось развитие института: расширился перечень специальностей, число студентов возросло до 11 тыс. человек, было начато строительство нового учебного корпуса (корпус В). Причем вопрос о строительстве нового учебного корпуса решался на уровне председателя правительства СССР Алексея Николаевича Косыгина, к которому обратился за поддержкой Владимир Иванович.

Укреплялся кадровый потенциал вуза — были приглашены Александр Петрович Пшеничкин, Владимир Дмитриевич Орешкин, Лев Владимирович Кукса и ряд других ученых и производственников. Было положено начало развитию международных связей. По инициативе Владимира Ивановича Атопова перед министерством был поставлен вопрос о целесообразности переименования Горхоза в инженерно-строительный институт.

Авторитет вуза и рост его влияния в городе обусловили приглашение В.И.Атопова на пост председателя исполкома Волгоградского городского совета народных депутатов, который он занимал с 1974 по 1986 гг.

Руководство дальнейшим строительством вуза перешло к Александру Петровичу Пшеничкину, который возглавил Горхоз в 1975 году. Он стал основателем научной школы «Безопасность и долговечность зданий и сооружений в сложных инженерно-геологических условиях и при экстремальных природных и техногенных воздействиях». В годы его ректорства был достроен и введен в эксплуатацию корпус «В», который ныне является основным учебным корпусом ВолгГАСУ. При нем вуз стал крупным научным центром. В вузе открылись новые на тот момент специальности «Техническая эксплуатация зданий», специализация «САПР объектов строительства».

Под руководством Александра Петровича хоздоговорная тематика ВИИГХ перешла на другой качественный уровень: изменилась тематика работ, сформировалось направление научных исследований, была выработана концепция, определились цели и задачи. Он разработал программу развития института, сразу была поставлена задача тесного сотрудничества с предприятиями, строительными организациями, жилищно-коммунальным комплексом Волгограда. Был создан целый производственно-образовательный комплекс, охватывающий вопросы от подготовки студентов до решения практических задач на производстве. Этот комплекс включал в себя и потенциал кафедр, и НИСа, и, образованного в 1979 году СНИИ (студенческого научно-исследовательского инчтитута), которым руководил Геральд Павлович Бойков, и факультет повышения квалификации специалистов строительной отрасли и ЖКХ, в котором проходили обучение специалисты со всего Советского Союза. Для ознакомления с уникальным опытом в вуз приезжал министр образования В. П. Елютин.

В 1983 году ректором ВгИСИ был назначен молодой доктор наук — Владимир Александрович Игнатьев, который оставался на капитанском мостике целых 25 лет (с 1983 по 2008гг). На его долю досталось трудное время — период смены социально-экономических формаций. Отказ от плановой экономики, изменение условий финансирования, а также демографический спад начала 90-х гг. — все это потребовало принятия серьезных и радикальных управленческих решений. Перед руководством вуза встала проблема выбора стратегии развития. Сохранение статус-кво в ограниченном формате отраслевого института, ведущего подготовку по 8 специальностям, неизбежно привело бы к постепенной деградации, а в последующем — к ликвидации вуза.

Выбор стратегии развития, опиравшейся на расширение номенклатуры специальностей, развитие послевузовского и дополнительного образования, укрепление научного потенциала и рост международного сотрудничества позволял добиться нового качества в образовательной и научной деятельности, превратив узкоспециализированный инженерно-строительный институт в многопрофильный архитектурно-строительный университет.

Анализ рынка образовательных услуг и потребностей проектно-строительного комплекса региона подтвердил необходимость и актуальность открытия целого ряда новых специальностей и направлений подготовки, ориентированных на удовлетворение формирующихся потребностей общества и экономики. В исследовательской деятельности был взят курс на развитие не только прикладной, но также серьезной фундаментальной науки.

В 1991 г. был открыт бакалавриат по направлению «Строительство» — программа, ставшая основой для активного международного сотрудничества с университетами Германии (Высшая профессиональная школа, г. Кёльн) и США (Университет штата Мичиган).

Принятые меры позволили в 1994 г. повысить статус вуза. Приказом Министерства образования и науки РФ институт был преобразован в Волгоградскую государственную архитектурно-строительную академию (ВолгГАСА). Это был качественно новый уровень, новая веха жизненного пути Горхоза. Статус академии, с одной стороны, позволил, а с другой — заставил искать новый организационно-структурный формат вуза. Так был дан толчок к созданию на базе академии не одного, а нескольких отраслевых институтов.

Начало 90-х годов было отмечено решением Правительства Российской Федерации, разрешавшим государственным вузам принимать студентов на платно-контрактную форму обучения. На первом этапе это направление развивалось недостаточно активно. Однако, создание отраслевых территориально необособленных институтов позволило развернуть и укрепить этот сегмент деятельности вуза, придав ему новый импульс и масштаб.

В начале 1997 г. факультет экономики и права был преобразован в институт, имеющий аналогичное название. Возглавил его Виталий Сергеевич Боровик. В этот же период был образован институт экологии, ректором которого был назначен Василий Григорьевич Диденко. Летом 1997 г. руководством вуза было принято решение о создании института дистанционного обучения. В его состав вошли вечерний и заочный факультеты. Возглавлял этот институт Виктор Степанович Душко.

В 1998 г. было принято решение о создании еще двух институтов: архитектуры и строительства и транспортного строительства. Ректорами этих институтов были назначены Сергей Юрьевич Калашников и Михаил Михайлович Девятов соответственно. Таким образом, произошла полная реструктуризация вуза, что сыграло большую роль в развитии и укреплении позиций вуза в системе высшего образования. За короткий период времени новая система взаимодействия ректора вуза с ректорами институтов была полностью отлажена, и уже по итогам первого года были видны результаты совместной работы руководства. Этот шаг позволил преодолеть имеющиеся финансовые трудности и улучшить материальное положение вуза.

Расширение спектра специальностей и направлений подготовки, значительные успехи в научно-исследовательской и международной деятельности позволили вузу в 2003 году получить статус «университет».

Ну и, наконец, с 2008 года руководство вузом было возложено на меня. Это было непростое время — к экономическому кризису и, вызванному им спаду в строительной отрасли, добавился демографический кризис — число абитуриентов сократилось более чем вдвое по сравнению с предшествующим десятилетием. И вновь перед руководством вузом встал вопрос о выборе стратегии действий.

Мы выбрали стратегию развития, нацеленную на достижение качественно нового уровня высшего профессионального образования, соответствующего требованиям современных технологий проектирования, строительства и эксплуатации объектов, при бережном сохранении имеющегося потенциала.

В своих устремлениях мы опираемся на два ключевых момента: взаимодействие с образовательным сообществом и взаимодействие с академической наукой.

По первому направлению мы вошли в стратегическое партнерство, созданное 14 архитектурно-строительными университетами России во главе с МГСУ.

По второму направлению мы активно развиваем сотрудничество с Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН). Начиная с 2009 года, мы ведем последовательную работу по организации взаимодействия между РААСН и органами власти регионов Нижнего Поволжья: администрациями Астраханской и Волгоградской областей и Республики Калмыкия. Результатом этой работы стали двусторонние соглашения, заключенные между РААСН и администрациями этих регионов.

Мы стараемся сохранять традиции, в том числе — и такую основополагающую из них — как приобретение практического опыта в студенческих строительных отрядах. На протяжении ряда последних лет студенческие строительные отряды ВолгГАСУ занимают первые места в регионе, хотя ареал их деятельности простирается гораздо шире: от Санкт-Петербурга до Нового Уренгоя.

Планируя своё будущее, мы стараемся заглянуть за горизонт и представить — каким будет Волгоград в середине XXI века — в 2052 году?

Возникнув как вуз необходимый для восстановления и развития города, Горхоз в самом своем названии несет главную причину и главный смысл своего существования — обеспечение потребностей города в высококвалифицированных кадрах проектировщиков, строителей, эксплуатационников, экономистов, управленцев.

На протяжении 60 лет развитие города и развитие вуза шли согласованными параллельными курсами. Рост и усложнение структуры города, его планировочных, инженерных и транспортных подсистем требовали от вуза расширения номенклатуры специальностей и направлений подготовки, изменения содержания образовательных программ, развития научно-исследовательской деятельности.

Волгоград, как уникальное градостроительное образование, исторически сформировался в качестве агломерационной структуры. Это не автономный город, а взаимосвязанная система расселения с развитыми транспортными, трудовыми, обслуживающими, информационно-управленческими и рекреационными взаимосвязями. Именно эта особенность развития города была принята в качестве базовой концепции в поисках основы для устойчивости градостроительного развития. Было решено назвать эту градостроительную систему «Большой Волгоград». Чрезвычайно масштабные задачи видятся в сфере развития инженерной инфраструктуры города и региона; в совершенствовании конструктивных и технологических решений зданий и сооружений; в активном внедрении компьютерных технологий в управление отдельными объектами («умный дом») и целыми градостроительными комплексами («интеллектуальный город»).

Таким образом, Волгоград-2052 должен быть комфортным, экологически чистым городом, обладающим эффективной инженерно-транспортной структурой и обеспечивающей своим жителям гармоничную и безопасную жизненную среду.

Мы готовы приложить все усилия для того, чтобы подготовить специалистов, способных сделать наш город лучшим городом Земли. Перед университетом открывается широкое поле деятельности по подготовке специалистов, способных сделать Волгоград одним из красивейших и комфортных городов России — таким, каким его мечтали видеть те, кто защищал Сталинград и возрождал его из руин, а наш регион — процветающим и удобным для жизни краем.

Возврат к списку