Фабрика творцов в интерьере

16.09.2012

Источник: Газета «Волгоградская правда»
Матвей Алешин

Один из самых крупных и востребованных вузов Волгограда готовится отметить свой шестидесятый юбилей. Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, или горхоз, как привыкли называть его по старинке, разменял седьмой десяток, имея колоссальный опыт за спиной и прекрасные перспективы для развития прямо по курсу. Именно отсюда начался путь многих значимых волгоградских деятелей. Некоторые из них с удовольствием поделились своими воспоминаниями об эпохе становления любимой «школы жизни».

Вот человек – он строит дом…

Пожалуй, сложно найти второй город, где профессия строителя была бы в таком почете, как в разрушенном и заново восстановленном из руин Сталинграде. Поэтому в послевоенные годы Сталинградский институт инженеров городского хозяйства (так он раньше назывался) был не просто кузницей кадров, а основой и надеждой на возрождение. Нам, живущим в мирное время, чтобы осознать значимость университета, достаточно оглянуться вокруг: весь город со всей его сложной инфраструктурой – по большей части дело рук его студентов, выпускников и преподавателей.

– Учеба в школе подходила к концу, и надо было принимать решение, как быть дальше, – вспоминает один из первых выпускников вуза 1959 года, а ныне один из самых уважаемых людей города Юрий Староватых. – Конечно, были разные идеи и возникли сомнения – уезжать или нет. Но пересилило то, что надо было восстанавливать город. Все мы, послевоенные пацаны, участвовали в разборе завалов, посадке деревьев и элементарном строительстве. И как раз за два года до моего окончания школы в городе был открыт новый институт, который готовил строителей. На решение повлияло и то, что в семье родились две сестры-двойняшки, и моя помощь была необходима. В горхозе мы учились и в то же время осваивали свою профессию, восстанавливали город. Практика – это было святое… Так, еще будучи студентом, мне довелось участвовать в строительстве гостиницы «Интурист», плавательного бассейна «Спартак», которого сейчас не существует. Но главное, мы строили общежитие. Причем половину строительства осилили сами! Работать надо было быстро, потому что студенты первого, второго и даже третьего набора жили в здании института: мальчики – на третьем этаже, девочки – в спортивном зале. Получается, в институте многие не только учились, как сейчас, но и работали, и жили. Это было прекрасное время!

– Все годы учебы в горхозе я совмещал с трудовой деятельностью – работал мотористом-рулевым Волгоградского речного порта, в домоуправлении слесарем, техником-смотрителем, старшим инженером, управляющим, – рассказывает еще один выпускник вуза Иван Безотосный, ныне являющийся руководителем аппарата Волгоградской областной думы. – С утра работа, вечером учеба, и так шесть дней в неделю. У меня уже была семья, малолетний сын. Жили в однокомнатной ведомственной квартире. По выходным делал конспекты, чертежи, контрольные. Конечно, было непросто – уставал, хотелось отдохнуть, просто выспаться. Но молодых сил как-то хватало на все, успевали и с друзьями пообщаться, повеселиться. Были и казусы, которые теперь с теплотой вспоминаю. Учиться в вузе мне нравилось, старался вовремя выполнять задания, без «хвостов». И это удавалось, даже помогал своим однокурсникам. Студенческое братство было превыше всего. С благодарностью вспоминаю наших уважаемых преподавателей Доскину Эльвиру Павловну, Короткова Василия Васильевича, Шлепина Леонида Федосеевича и многих других. Они не только давали академические знания, но и были наставниками, требовательными и в то же время человечными. Учили нас понимать важность избранной профессии, гордиться ею.

Художники стройки

Значимым событием в жизни института стало открытие архитектурного факультета. Первым его студентам тоже пришлось самим о себе заботиться: готовить аудитории, делать специальные парты с подрамниками. Первый набор в 1969 году на эту специальность был особенный, так как большая часть абитуриентов оказались людьми не случайными, взрослыми, со сформировавшимися взглядами. Многие из них специально ждали, когда откроется факультет.

– Коллектив подобрался подготовленный, нас любили, лелеяли и… ставили эксперименты, – с улыбкой рассказывает выпускник архитектурного факультета 1974 года Михаил Норкин, который сейчас возглавляет управление государственного строительного надзора администрации Волгоградской области и давно сам преподает в вузе. – Например, гадали, сколько лет мы должны изучать высшую математику. Все понимали, что архитектор должен быть человеком творческим. Поэтому в те далекие 70-е годы нам давали такую свободу самовыражения, которая пьянила и подстегивала, подталкивала к постоянному поиску, открытиям, юмору и творчеству. Потом преподаватели говорили, что наш выпуск был самым сильным, несмотря на то, что нас баловали и лелеяли.
Иногда новаторство молодых людей подходило к черте, за которой их ждало серьезное наказание. Так случилось с очередным выпуском студенческой газеты «Строитель», членом редколлегии которой в те времена был Михаил Норкин. Газета представляла собой трехметровую ленту шириной 50 см, которая крепилась на стену. Как правило, ее украшали всевозможные шаржи, фельетоны или совсем уж необычные для того времени творческие находки в виде портрета Ленина на песке.

– Однажды мы сделали эмблемы всех студенческих строительных отрядов горхоза, – продолжает рассказ Михаил Карлович. – Например, одному из них дали название «Длинный рубль» и нарисовали рубль, свернутый в рулончик. Сейчас кажется, что в этом нет ничего особенного, но в то время студотряды позиционировались как коллектив энтузиастов, а мы показали, что студотряд – это погоня за длинным рублем, и студенты едут туда только за заработком. Другие эмблемы были не менее смелыми. Газету, возле которой собралась целая толпа, сняли, а нас вызвали в комитет комсомола. Выкрутиться удалось благодаря нашему другу Дружинину, который тут же побежал в партком и преподнес все с такой стороны: «Как же так, с партией не посоветовались и сорвали нашу газету!» Те, в свою очередь, звонят в комитет комсомола со словами: «Вы что, узурпируете власть и над партийной организацией главенствуете? Кто имел право сорвать газету? Ребята выступили с критикой, и это нормально!» Так был разрешен конфликт, который мог нам дорого обойтись.

Площадка для старта

Все выпускники, с которыми мне довелось пообщаться, сходятся в том, что во все времена в вузе общественная жизнь бурлила, и учеба была невероятно интересной. СТЭМы, всевозможные ансамбли, кружки, оркестры, спортивные секции не просто увлекали людей и занимали их свободное время, а становились платформой для их серьезного развития.

– Тех, кто плохо учился, старались привлечь в эти коллективы, чтобы поднять их значимость, – говорит председатель правления ПИИ «Росгражданпроект» Игорь Шкопинский, который был студентом горхоза с 1979-го по 1984 год. – Стипендию платили практически всем и делили почти поровну. Приоритет института был в том, чтобы студент, независимо от обстоятельств, получал стипендию. Также была материальная помощь, действовал студенческий профком. Училось много приезжих студентов из других союзных республик: Армении, Грузии, Азербайджана. Все жили дружно и весело, без противоречий и конфликтов. Принцип интернационализма в советской системе не просто культивировался, а действовал. Многие студенты работали по договорам со студотрядами, строительными организациями, проектными институтами, где имели возможность проявить себя. Это позволяло хорошо зарекомендовать себя на кафедре, быстро определиться с темой своей дипломной работы и пройти хорошую практику. В то время студенты имели 100%-ную гарантию трудоустройства. Конечно, предложенное место могло не устроить, а иногда, наоборот, позволяло получить в собственность квартиру. Студенты нашего вуза были востребованны не только в строительной отрасли – до 30% работали в правоохранительных структурах: милиции, ГАИ, КГБ, некоторые оставались на воинской службе. Более того, институт всегда поддерживал спорт. Наша сборная по плаванию всегда входила в тройку призеров на межреспубликанских и межвузовских турнирах. Институт платил за аренду бассейна, и команда постоянно находилась в хорошей форме, выигрывала на соревнованиях, уступая только физкультурникам и ребятам из политеха. А вообще, лидирующие позиции были и по гандболу, боксу, легкой атлетике, велоспорту. В советские времена тренеры были очень сильные, и даже школьный преподаватель порой способен был взрастить олимпийского чемпиона.
– Я начал заниматься велосипедным спортом еще в школе, – поддерживает Юрий Староватых. – А в институте занятие велоспортом вышло на профессиональный уровень. В 1957-м стал мастером спорта, потом – членом сборных РСФСР, ЦС «Труд», сборной профсоюзов России. Но потом из-за травмы вынужден был оставить активные занятия спортом и стал судьей сначала республиканской, потом всесоюзной, потом международной категории. В качестве судьи участвовал в двух Олимпиадах: в Москве и Атланте, в двух Играх доброй воли, более чем в 10 первенствах мира и Европы. Вот и сейчас отправляюсь на первенство мира по велоспорту в Голландию, где буду представлять нашу страну. Поэтому на юбилей вуза, к сожалению, попасть не смогу.

С тушью и рейсфедером

Но в те времена им приходилось сталкиваться с проблемами, которые современным студентам неведомы. Чего стоят одни только чертежи, которые тогда приходилось создавать вручную, без использования компьютера. Историй с этим связано немало.

– На рецензию своей дипломной работы поехал на мотоцикле вместе с младшим братом, – теперь уже с улыбкой говорит Юрий Староватых. – Прошел дождь, мы упали в большую лужу, и все мои 15 чертежей попали в грязную воду… Пришлось собрать всех друзей, и мы две ночи все эти чертежи реставрировали, копировали.

– Я очень любил чертить, и всегда заранее, старательно и аккуратно это делал, – с теплотой вспоминает Иван Безотосный, – И вот однажды прихожу с работы и вижу – на моем уже практически готовом к сдаче на проверку чертеже сынишка с удовольствием рисует кружочки, приговаривая: «Ко-ко!» У меня едва слезы не выступили – пропал труд нескольких бессонных ночей. Ну что тут поделаешь – давай снова чертить.

Теперь эти казусы выпускники вспоминают с теплом и радостными искорками в глазах: «Нынешним студентам этого не понять, да, может, и не надо вовсе. За эти годы университет шагнул далеко вперед в техническом плане, значительно расширил свою географию. Молодежь научилась создавать с помощью компьютерной техники такие проекты, какие на каждый опытный градостроитель сможет. Потому им можно пожелать только не останавливаться в своем развитии, идти вперед и каждый день своим созидательным трудом доказывать, что профессия строителя – самая почетная».

Возврат к списку