Современная система образования предъявляет всё более высокие требования не только к уровню знаний, полученных в ходе обучения, но и к уровню развития личности выпускника.

В связи с этим значительно возрастает роль психологического сопровождения профессионального образования, основная цель которого – психологическое обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития студентов, формирование способностей к самовоспитанию и саморазвитию. Это организованная, структурированная и постоянно выполняемая работа психологической службы, направленная на личностное и профессиональное развитие будущего выпускника в период обучения в высшей школе, раскрытие потенциальных способностей, а также коррекция различных трудностей в его личностном развитии.

Положение о психологической службе в системе образования обозначает только основные направления в профессиональной работе психологов. Таким образом, остается широкое поле деятельности, которая может приобретать особенные черты на основе выделения приоритетов, системности, гибкости, многообразии форм и методов работы, преемственности и экологичности. В этом заключается авторская модель работы психологической службы.

На каждом этапе обучения у студентов могут возникать трудности, связанные с учебной деятельностью. Для первокурсников с проблемами может быть сопряжен  процесс адаптации к вузу. У студентов вторых-третьих курсов возможны эпизоды разочарования в получаемой специальности, потери интереса к учёбе, снижение мотивации деятельности. Для студентов-выпускников актуальными становятся вопросы самоопределения и планирования профессиональной деятельности.

Помимо этого, могут возникать проблемы личного характера, связанные со взаимоотношениями в семье, друзьями и собственным состоянием и самоотношением. Все они сказываются на психоэмоциональном состоянии студента, и, как следствие, на эффективности обучения.

Основное назначение психологической службы – обеспечение психологической готовности участников образовательного процесса к эффективному взаимодействию в процессе обучения, психологическая помощь людям, оказавшимся в кризисных ситуациях, формирование активной позиции выпускников на рынке труда, психологическое сопровождение социальных и воспитательных инициатив.

К основным  задачам службы относятся:

  • Оказание психологической поддержки.
  • содействие профессионально-личностному развитию студентов;
  • содействие гармонизации социально-психологического климата в университете;
  • участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения студентов;
  • содействие в повышении уровня адаптации студентов и выпускников к современному рынку труда;
  • Содействие руководству института в укреплении корпоративной культуры;
  • содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки.

Основные направления деятельности службы:

  1. Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности преподавателей и студентов; популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.
  2. Психологическая профилактика (поддержка): содействие адаптации студентов; предупреждение возможных девиаций поведения; оказание психологической помощи и поддержки преподавателями студентам, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
  3. Психологическая диагностика: выявление индивидуально-психологических особенностей; проведение мониторинговых исследований; психологический анализ социальной ситуации; проведение профориентационной диагностики.
  4. Психологическая коррекция: индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов, в том числе, связанных с мотивационной сферой личности; осуществление коррекции асоциального поведения студентов.
  5. Консультативная деятельность: психологическое консультирование всех участников образовательного процесса; консультирование родителей по индивидуальным проблемам студентов.
  6. Организационно-методическая и научно-исследовательская деятельность: подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных программ с учетом особенностей личности студентов; участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности; обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление; подготовка материалов к выступлениям на советах и производственных совещаниях; проведение исследований и подготовка материалов для выступления на научных конференциях; публикация результатов в научных журналах.

По завершении обучения выпускники должны обладать достаточным уровнем психологической компетентности. Для этого образовательному учреждению  необходимо создать благоприятную среду для взаимодействия студентов  с преподавателями и родителями.

Для тех, кто хочет больше узнать о себе:

Личностный опросник Айзенка: http://psytests.org/eysenck/mpi.html

Опросник, направленный на диагностику темпераментных характеристик личности. В основе методики лежит предположение известного учёного-психолога Ганса Айзенка, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии/интроверсии(ориентация личности либо на мир внешних объектов, либо на субъективный внутренний мир) и нейротизма (эмоциональная устойчивость или неустойчивость). Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получить любопытный результат – достаточно чёткое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Тест Леонгарда-Шмишека: http://psytests.org/leonhard/sm88.html

Личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности.

Тест Айзенка на интеллект:  https://onlinetestpad.com/ru/test/16241-iq-test-ajzenka-1

Тест Айзенка — тест коэффициента интеллекта (IQ). Тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей для людей в возрасте от 18 до 60 лет, имеющих образование не ниже среднего. Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности).

Восьмицветовой тест Люшера: http://psytests.org/luscher/8color.html

Выбор цветов из восьмицветового ряда позволит дать такие интерпретации вашего актуального состояния, как: желаемые цели, или поведение, диктуемое желаемыми целями; существующая ситуация, или поведение, подходящее к существующей ситуации; черты поведения, которые сдерживаются, или поведение, неподходящее к существующей ситуации; отвергнутые или подавленные черты поведения, или источники беспокойства; существующая проблема, или поведение, порожденное стрессом. Также будет подсчитан уровень тревожности, указаны возможные внутренние конфликты.

Тест самочувствие, активность, настроение: http://psytests.org/psystate/san.html

Разновидность опросников состояний и настроений. Используется при оценке психического состояния, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.