Кафедра «Инженерные конструкции» была основана в 1952 году. Работа началась в следующем составе: заведующий кафедрой к.т.н. Богданов Петр Васильевич, Богаев Георгий Данилович, Бобров Олег Дмитриевич (железобетонные конструкции), Кадильникова Александра Федоровна, инженер-майор железнодорожных войск, производитель работ по восстановлению железнодорожной станции Волгоград-I, Гришин Павел Яковлевич, инженер-полковник, строил мосты во время Великой Отечественной войны, имел государственные награды, (мосты и сооружении на дорогах), Цытович Олег Александрович  (металлические конструкции).  Позже кафедра пополнилась такими специалистами, как доценты Степанов Герман Петрович и Максимов Ардалион Николаевич, впервые исследовавший такой материал, как фибробетон, Ворожцов Сергей Луппович, один из строителей Нурекской ГЭС. Через 5 лет на кафедру пришли выпускники первого набора Дроздова Елена Александровна и Румянцев Евгений Алексеевич.

В 1957 году заведующей кафедрой стала Кадильникова А. Ф.

Кадильникова А.Ф. Прием экзамена

С начала образования кафедры на ней читались следующие дисциплины: железобетонные, металлические, каменные, деревянные конструкции, мосты и сооружения на дорогах. Курсовое и дипломное проектирование особенно для заочного и вечернего обучения, проводили на реальной основе: брали реальные темы и делали дипломный проект. Вспоминая первые годы своей работы на кафедре, Румянцев Е.А. рассказывает: «Студентами заочной формы обучения тогда были начальники управлений, главные инженеры, старшие прорабы, и я перед ними, откровенно говоря, робел. Я только начинал работать а они уже были люди серьезные, с опытом. Знания и желание работать на пользу государства у них было огромное, но как везде и всегда, необходимо высшее образование, и они серьезно подходили к учебе. Был у меня такой студент Гребенников, очень хороший парень, работал начальником архитектурного отдела треста «Тракторремстрой». Гребенников делал реальный проект как руководитель отдела, и все сотрудники отдела участвовали в проектировании объекта, Идеи были его, а я как руководил дипломным проектом, причем кальки уже сразу шли в производство. Надо сказать, что тогда  мы с ним не совсем оптимально запроектировали раскосную ферму, получилась слишком густая решетка. Когда ее увидел Максимов А.Н., он посоветовал принять шпренгельную решетку, но было уже поздно – ферма ушла в работу».

В то время практически все дипломники заочники приходили на нашу кафедру и совместно с преподавателями занимались реконструкцией своего производства. Наиболее сложные инженерные решения разрабатывали преподаватели. Так, Герман Петрович Степанов тогда делал проект перекрытия чугунно литейного цеха на тракторном заводе. Это старый цех пролетом 60 метров. Идея была построить новый корпус над старым. Для этого нужно было последовательно выставить колонны, а старое низкое здание разобрать. Степанов Г.П. разработал проект выставления колонн, устройства путей, сборки ферм в торце здания и последующей установки их в проектное положение, не останавливая производство.
Эта же идея, но применительно к аркам, была использована еще в одном дипломном проекте при реконструкции плавательного бассейна.

Кафедрой разрабатывались уникальные проектные решения, которые применялись только в нашем городе. Таких работ было очень много. Перечислим наиболее солидные из них. Реконструкция покрытия инструментального отделения, и термического цеха Тракторного завода, когда впервые в мировой практике из обыкновенной металлической фермы сделали статически неопределимую, многократную стержневую систему. Мост через реку Царица рассчитывала вся кафедра совместно с кафедрой Строительной механики. Перед праздником 7 ноября шествие демонстрантов решили провести по вновь построенному мосту. Вызвали Кадильникову А.Ф. в горисполком и предлагают подписать акт о безопасности этого шествия. Но Александра Федоровна не решилась единолично взять на себя такую ответственность и обратилась к Гришину Павлу Яковлевичу, который всю войну провел на передовой в инженерных войсках. Павел Яковлевич провел испытание моста таким способом: Заказал два бруса 20х20 см и танк Т – 34. Рано утром положи-ли брусья на проезжую часть, и командир танка без экипажа, разгоняя танк, 4 раза прыгал через эти брусья на мост. Сам Гришин П.Я. в это время стоял на средине моста. После этого подписали акт, и мост по сей день успешно выполняет свои функции.

Исследование моста через р.Царица

С 1971г. по 2004г. кафедру возглавил академик ПАНИ, заслуженный работник ВШ, д.т.н., профессор Пшеничкин А. П.  Александр Петрович разработал программу развития кафедры, сразу была поставлена задача тесного сотрудничества с предприятиями, строительными организациями, жилищно-коммунальным комплексом. Началось работа с заказчиками, заключались договора с предприятиями, у них ведь на самом деле много нерешенных вопросов. За сравнительно небольшой срок  кафедра стала мощным центром  по научно-инженерному сопровождению регионального строительного комплекса и ЖКХ.
Среди наиболее крупных объектов, на которых велась работа кафедры можно назвать следующие.

Волжский абразивный завод. Руководил работой с  1972 года Пшеничкин А.П. На заводе конструкции в основном были выполнены из металла. Обследования и усиления проводились по цехам. При очень агрессивной среде производства абразивов, когда заканчивали последний цех, необходимо было возвращаться к первому. Работу по реконструкции выполняли Федосеев В.П., Гаевский С.К., Медведько В.Н., Пономарев В.В. Эта работа велась до 90-х годов, до тех пор, когда все заводы перестали выпускать свою продукцию.

Обследование шлюзов Волжской ГЭС, руководитель Добринский Л.К.
Максимов А.Н. более 20 лет возглавлял направление по обследованию конструкций завода «Химпром». Было очень много выявлено дефектов строительных конструкций  и фундаментов зданий завода.

На заводе «Каустик» работали наши сотрудники Пономарев В.В. и  Карасев Г.М. Работы ведутся и по сей день. А пять лет назад им было присвоено звание «Инженер года» за решение вопроса об усиление стенки между взрывоопасными цехами.

Работы проводимые по обследованию 4-х 5-ти этажных жилых домов в Н.Рогачике сэкономили 160 тысяч рублей в ценах 70-х гг.

Работы по обследованию, расчету конструкций и составлению реко-мендаций по усилению их проводились  в Волжском на ГПЗ-15, шинном заводе, заводе «Латэкс», в Волгограде на Нефтебазе, строящейся гостинице на Предмостной площади, Дворце Пионеров ул. Краснознаменская.  ТЮЗ в Волгограде, фабрика «Виктория, Сталеплавильные цеха на заводе «Красный Октябрь» СПЦ1, СПЦ2, Канатный завод, завод  ЖБИ-6, мемориал Мамаев Курган, Трубный завод в г. Волжском. Работы проводились не только в нашем регионе, были объекты и в Сибири, и на Урале. Все сотрудники кафедры принимали в них участие.

При реставрации памятников и исторических зданий активное участие принимали сотрудники нашей кафедры. Здание Пожарки, культовые здания старых церквей, синагоги, здания печати и т.д.

Многие работы проводились на аварийных объектах, это пожар на Камышинском крановым заводом, Волжском механическом, заводе «Латэкс».

Да и вообще наверное трудно найти предприятие нашего региона, где бы не приложила свои руки и знания наша кафедра «Строительных конструкций основания и надежности сооружений.

Испытания конструкций здания типографии газеты «Волгоградская Правда»

В результате сформировалось научное прикладное направление кафедры: «Надежность и долговечность зданий и сооружений при проектировании и эксплуатации». А.П. Пшеничкиным был заложен системный подход к проблеме: учет совместной работы сооружения и основания; диагностика состояния жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений; учет вероятностных факторов, оценка остаточного ресурса методами теории надежности. Происходило постепенное, систематическое формирование структуры кафедры.  Объединив несколько кафедр в одну, Александр Петрович сумел организовать мощную кафедру – Строительных конструкций, оснований и надежности сооружений, способную решать весь этот комплекс прикладных задач. Под руководством Александра Петровича был создан целый производственно-образовательный комплекс, охватывающий вопросы от подготовки студентов до решения практических задач на производстве. Этот комплекс включил в себя и факультет повышения квалификации специалистов строительной отрасти и ЖКХ.
Александр Петрович практически первый в нашей стране создал такую универсальную кафедру. Он долго и тщательно обдумывал ее название: оно должно быть емким и точным. Мы привыкли рассматривать здание фрагментарно, забывая, что это едино работающая система. Грунтовое основание, строительные конструкции, диагностика конструкций и оснований, надежность и долговечность – это составляющие элементы единой системы. Александр Петрович смог интегрировать все эти направления и создать целостность восприятия сооружения. Нужно сказать, что, несмотря на то, что на кафедре существует определенная специализация преподавателей, большинство профессионально владеет всеми этими вопросами. Такой подход чрез-вычайно актуален и  в настоящее время.

Кафедра и сейчас реализует то научно-практическое направление, которое сформировал А. П. Пшеничкин.

Перечислим некоторые из объектов, экспертиза которых проводилась в последние годы: Поврежденные конструкции свайных ростверков резервуаров для хранения нефти емкостью более 10000 т.(г.Нижневартовск); Очистные сооружения Волгоградского Водоканала; Водоочистная станция ВОЗ-Северная; Аварийное восстановление поврежденного  4-этажного жилого дома в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области; Обследование дилерского центра АГАТ по продаже автомобилей; Реконструкция стадиона в р.ц. Чернышки Волгоградской области; Гостиница Волгоград (руководитель Бабалич В.С., исп. Вильгельм Ю.С., Власов В.Н., Кузнецов Д.Г., Сухин К.А.). Причальная эстакада (причалы №10 и №15 в осях 1в-6 и 50-62) речного вокзала, расположенного в Центральном районе г. Волгограда; мно-гоэтажный гараж на левом склоне реки Царица; технологическая эстакада  на территории нефтебазы ООО»ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». (руководитель Гриценко Б.С.). Обследование пантеона г. Волжский, пос. Рабочий, пр. Ленина, дом №306;  заключение строительно-технического исследования работ, выполненных при ремонте зданий и сооружений, расположенных на территории: Волгоградская обл., п. Прудбой, в/г 18, в/ч 33180, 224 общевойсковой полигон, служебное здание №133, здание №11; оценка технического состояния несущих и ограждающих конструкций сооружения Западной трибуны стадиона «Зенит» в Краснооктябрьском районе  г. Волгограда; обследование технического состояния строительных конструкций подвала и внутренних помещений 1, 2, 3, и 4-го этажей в осях "4-12" здания гостиницы "Старт" в Тракторозаводском районе  г. Волгограда, ул. Грамши, д. 4 (руко-водитель Кондрашов В.А., исп. Крыжановский В.Н., Кондрашов В.В.). Всего за период с 2010 - 2014 год проведена работа более чем с 1000 объектами недвижимости.

Повреждения конструкций свайных ростверков резервуаров для хранения нефти емкостью более 10000 т (г.Нижневартовск)

 

Обрушение покрытия в здании фильтров насосной станции. Водоочистная станция ВОЗ-Северная

Аварийное восстановление поврежденного  4-этажного жилого дома в п. Береслав-ка Калачевского района Волгоградской области

С 2004г. по настоящее время заведующей кафедрой СКОиНС является доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАЕ, почетный работник ВПО, Пшеничкина В. А.

В 2009г. на кафедре официально зарегистрирована научная школа «Безопасность и долговечность зданий и сооружений в сложных инженерно-геологических условиях и при экстремальных природных и техногенных воздействиях».

В рамках научной школы подготовлено 3 доктора технических наук, 10 кандидатов наук. В Настоящее время на кафедре обучаются 11 аспирантов и 1 докторант по специальностям 05.23.17 -  «Строительная механика» и 05.23.01 – «Строительные конструкции, здания и сооружения». За последние 10 лет выпущено 8 монографий и 6 учебных пособий.

Кафедра ведет занятия со студентами практически всех специальностей нашего вуза по следующим дисциплинам: Механика грунтов, Железобетонные, Металлические, Деревянные конструкции, Основания и фундаменты, Обследование и испытание сооружений, Конструкции городских сооружений и зданий, Реконструкция зданий, сооружений и застройки, Надежность строительных систем и анализ долговечности, Основания морских нефтегазовых сооружений, Технадор и экспертиза зданий. Кафедра является выпускающей для студентов специальности Промышленное и гражданское строительство.

С 1998г. открыта магистратура по направлению 270100.68 Строительство, специализация «Теория и проектирование зданий и сооружений».

В состав кафедры входят 3 лаборатории: «Механика грунтов» и «Испытания сооружений», компьютерная лаборатория, а также лаборатория «Надежности и долговечности объектов недвижимости» в рамках научно-исследовательского сектора». Объем хоздоговорных работ, выполняемых на кафедре, составляет ежегодно порядка 8 млн. рублей.

В настоящее время на кафедре работает 24 человек, из них 2 доктора технических наук, 14 доцентов, 3 ст. преподавателя, 5 ассистентов.

В 2010 году Российской Академией Естествознания кафедра была награждена дипломом «Золотая кафедра России».