Формы проведения и программы профессиональных и творческих вступительных испытаний (для поступающих на направления подготовки 07.03.01 Архитектура, 07.03.03 Дизайн архитектурной среды, 54.03.01 Дизайн, специальность 54.05.01 Монументально-декоративное искусство)

Направления подготовки (специальности)

Код

Вступительные испытания творческой направленности

Примеры экзаменационных работ (ссылки для скачивания)

Архитектура

Дизайн архитектурной среды

07.03.01

07.03.03

Архитектурный рисунок

Архитектурная композиция

Архитектурный рисунок

Архитектурная композиция

Дизайн

54.03.01

Рисунок (рисунок детали)

Композиция

Рисунок (рисунок детали)

Композиция

Монументально-декоративное искусство

54.05.01

Композиция

Рисунок обнаженной натуры

Композиция

Рисунок обнаженной натуры

по направлениям: 07.03.01. «Архитектура», 07.03.03. «Дизайн архитектурной среды»

  • К вступительным испытаниям творческой направленности относятся экзамены по архитектурному рисунку, архитектурной композиции, рисунку (рисунку детали), композиции, рисунку обнажённой натуры.
  • На творческий экзамен абитуриент должен явиться в приёмную комиссию за 30 минут до начала экзамена, указанного в расписании.
  • Абитуриенту запрещается подписывать выполненную работу, ставить какие-либо знаки, пометки. Работы, содержащие подписи, посторонние знаки, пометки оцениваются оценкой «неудовлетворительно» без рассмотрения предметной комиссией.
  • В конце экзамена работы шифруются и опечатываются зам. отв. секретаря приёмной комиссии по проведению экзамена. Шифр абитуриента проставляется на лицевой стороне листа и на титульном листе.
  • Абитуриентам экзаменационные работы не возвращаются.

1. Вступительный экзамен по архитектурному рисунку (для направлений подготовки «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды»)

1.1. На экзамен абитуриент должен принести карандаши: 4-5 шт. разной твердости (H, HB, B, 2B, 3B), ластик, ластик-клячку (для коррекции и осветления рисунка и для удаления загрязнений фона); чертёжные принадлежности (исключая линейки, циркули, лекала), ручку для заполнения титульного листа. На время проведения экзамена приёмная комиссия предоставляет мольберт и лист бумаги с печатями, заверенный печатями приемной комиссии.

Для выполнения каждому абитуриенту выделяется не более одного листа формата А3 (297´420 мм). В случае необходимости, по заявлению абитуриента может быть проведена замена испорченного листа; испорченный лист изымается и уничтожается, время на выполнение задания не увеличивается, о чём абитуриент предупреждается заранее. На титульном листе делается соответствующая запись с указанием времени, даты и подписей абитуриента и зам. отв. секретаря приёмной комиссии по проведению экзамена.

1.2. Перед началом экзамена абитуриент заполняет титульный лист, куда обязательно заносится номер посадочного места.

Для определения номера посадочного места абитуриентам предлагается собственноручно вытянуть билет. Билет с номером посадочного места должен быть выполнен из плотной, непрозрачной бумаги и заверен подписью зам. отв. секретаря приёмной комиссии по проведению вступительного экзамена и штампом приёмной комиссии.

Выбор билета осуществляется таким образом, чтобы абитуриенту не был виден номер посадочного места.

После выбор билета абитуриенту следует занять мольберт с соответствующим номером посадочного места и заполнить титульный лист.

Абитуриенту запрещается перемещать мольберт и объект, корректировать освещение объекта.

1.3. Номер посадочного места определяет вариант задания, в качестве которого могут быть представлены следующие объекты (один объект на каждые 10-15 человек):

— В качестве экзаменационного задания по архитектурному рисунку абитуриенту предлагается нарисовать гипсовую голову человека (используются слепки гипсовых головы с образцов произведений греческой и/или римской скульптуры) в студийных условиях при искусственном освещении. Абитуриентам представляется несколько объектов равноценных по степени сложности исполнения (один объект на каждые 1-15 человек);

Перечень объектов, количество абитуриентов и номера посадочных мест на каждый объект определяется председателем приёмной комиссии или по его поручению отв. секретарем приемной комиссии, о чём информируется зам. отв. секретаря по проведению вступительного экзамена.

Абитуриент занимает свое посадочное место и приступает к выполнению экзаменационного задания.

1.4. Экзамен длится 300 минут и проводится в один день.

Для достижения лучшего результата абитуриенту необходимо предварительно составить временной план выполнения графической работы, и разбить его на следующие этапы:

  • компоновка объекта на листе бумаги: выбор верные соотношения размеров и местоположения объекта в установленном формате листа;
  • выявление пропорций формы в целом и соотношение частей и деталей объекта;
  • выполнение необходимых конструктивных построений объекта, учитывающих законы перспективы;
  • с помощью штриховой графики передача светотеневых отношений формы в пространстве, пластики формы, характера материала (гипс);

1.5. Вход в помещение во время проведения экзамена разрешен председателю приёмной комиссии, отв. секретарю и заместителям ответственного секретаря приёмной комиссии.

1.6. Выполненное задание оценивается по 100-балльной шкале, ранжированной по шести основным критериям оценки, в зависимости от степени важности для будущей профессиональной подготовки. Конкурсный балл складывается из баллов, полученных за каждый критерий оценки работы (см. Таблицу ниже).

1.7. Критерии оценки экзаменационных работ по архитектурному рисунку складываются из следующих параметров:

Критерии оценки экзаменационных работ по архитектурному рисунку

Максимальный вклад в общую оценку

1. Композиция в листе

15

2. Характер и пропорции натурного объекта

15

3. Выявление конструктивных и анатомических особенностей объектов

30

4. Световоздушная перспектива и пространство

10

5. Передача объема и формы модели

20

6. Общее художественное впечатление от работы

10

! Следует обратить внимание на то, что на рисунке необходимо сохранять линии построения объекта, характеризующие понимание формы объекта в трёхмерном пространстве.

1.8. Проверка работ осуществляется на следующий день после проведения экзамена согласно установленным критериям.

Работа расшифровывается, общий балл проставляется в экзаменационную ведомость и экзаменационный лист, после чего результаты экзамена объявляются абитуриентам.

2. Вступительный экзамен по архитектурной композиции (для направлений подготовки «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды»)

2.1. На экзамен абитуриент должен принести карандаши, гуашь, кисти, баночку для воды, тряпку, чертёжные принадлежности, ручку для заполнения титульного листа. На время проведения экзамена приёмная комиссия предоставляет лист бумаги с печатями.

Для выполнения каждому абитуриенту выделяется не более одного листа формата А3 (297´420 мм). В случае необходимости, по заявлению абитуриента может быть проведена замена испорченного листа; испорченный лист изымается и уничтожается, время на выполнение задания не увеличивается, о чём абитуриент предупреждается заранее. На титульном листе делается соответствующая запись с указанием времени, даты и подписей абитуриента и зам. отв. секретаря приёмной комиссии по проведению экзамена.

2.2. В качестве экзаменационного задания абитуриенту предлагается изобразить композицию по воображению из геометрических тел в черно-белом исполнении или из простых геометрических фигур в цвете. Задание определяется председателем приёмной комиссии или по его поручению отв. секретарем приёмной комиссии за час до начала экзамена.

2.3. Задание выполняется на плоских столах или мольбертах.

2.4. Перед началом экзамена абитуриентам выдается билет с указанием варианта задания. Затем абитуриент заполняет титульный лист, куда обязательно заносится номер варианта задания.

2.5. Экзамен длится 240 минут и проводится в один день.

2.6. Вход в помещение во время проведения экзамена разрешен председателю приёмной комиссии, отв. секретарю и заместителям ответственного секретаря приёмной комиссии.

2.7. Выполненное задание оценивается по 100-балльной шкале. Критерии оценки будут разъяснены на консультации с подробным анализом выполненных работ. На работе необходимо сохранить линии построения объекта, характеризующие понимание формы объекта в трёхмерном пространстве.

2.8. Критерии оценки экзаменационных работ по архитектурной композиции складываются из следующих параметров:

Критерии оценки экзаменационных работ по архитектурной композиции

Максимальный вклад в общую оценку

1. Общая композиция в листе

20

2. Наличие композиционного центра

15

3. Выверенность пропорционального строя

20

4. Тектоничность

15

5. Качество исполнения

15

6. Декоративно-тональные градации (для композиции по воображению из геометрических тел в черно-белом исполнении). Цветовое решение (для композиции из простых геометрических фигур).

15

! Следует обратить внимание на то, что на работе необходимо сохранять линии построения объекта, характеризующие понимание формы объекта в трёхмерном пространстве (для композиции из геометрических тел).

2.9. Проверка работ осуществляется на следующий день после проведения экзамена согласно установленным критериям.

Работа расшифровывается, общий балл проставляется в экзаменационную ведомость и экзаменационный лист, после чего результаты экзамена объявляются абитуриентам.

3. Вступительные экзамены по рисунку обнаженной натуры, композиции (для специальности «Монументально-декоративной искусство»)

3.1. Вступительный экзамен по композиции длится 480 минут и проводится в один день. Работа выполняется на листе белой бумаги форматом не более А1. Разрешается закреплять рабочий лист на подрамнике или планшете. Разрешается использовать дополнительные листы общим форматом не более А1 для выполнения черновых набросков. На экзамен абитуриент должен принести бумагу, краски, кисти, карандаши, баночку для воды, тряпку и т.п.

3.2. Вступительный экзамен по рисунку обнаженной натуры длится 720 минут (3 дня по 240 минут). Работа выполняется на листе белой бумаги форматом не более А1, закреплённом на подрамнике или планшете. На экзамен абитуриент должен принести бумагу, карандаши и т.п.

3.3. Проверка работ осуществляется в день проведения экзамена, сразу же после его окончания. Выполненное задание оценивается по двадцатибалльной шкале. Конкурсный балл определяется умножением полученной оценки по двадцатибалльной шкале на пять.

3.4. Работа расшифровывается, общий балл проставляется в экзаменационную ведомость и экзаменационный лист, после чего результаты экзамена объявляются абитуриентам.

3.5. При необходимости апелляция по результатам творческих вступительных испытаний на специальность «Монументально-декоративное искусство» проводится сразу после объявления оценки. Абитуриенты имеют право получить разъяснения экзаменационной комиссии по возникшим вопросам.

4. Вступительный экзамен по рисунку (рисунку детали) (для направления подготовки «Дизайн»)

4.1. На экзамен абитуриент должен принести карандаши, чертёжные принадлежности (исключая линейки, циркули, лекала), ручку для заполнения титульного листа. На время проведения экзамена приёмная комиссия предоставляет мольберт и лист бумаги с печатями.

Для выполнения каждому абитуриенту выделяется не более одного листа формата А3 (297´420 мм). В случае необходимости, по заявлению абитуриента может быть проведена замена испорченного листа; испорченный лист изымается и уничтожается, время на выполнение задания не увеличивается, о чём абитуриент предупреждается заранее. На титульном листе делается соответствующая запись с указанием времени, даты и подписей абитуриента и зам. отв. секретаря приёмной комиссии по проведению экзамена.

4.2. Перед началом экзамена абитуриент заполняет титульный лист, куда обязательно заносится номер посадочного места.

Для определения номера посадочного места абитуриентам предлагается собственноручно вытянуть билет. Билет с номером посадочного места должен быть выполнен из плотной, непрозрачной бумаги и заверен подписью зам. отв. секретаря приёмной комиссии по проведению вступительного экзамена и штампом приёмной комиссии.

Выбор билета осуществляется таким образом, чтобы абитуриенту не был виден номер посадочного места.

После выбор билета абитуриенту следует занять мольберт с соответствующим номером посадочного места и заполнить титульный лист.

Абитуриенту запрещается перемещать мольберт и объект, корректировать освещение объекта.

4.3. В качестве экзаменационного задания по рисунку абитуриенту требуется нарисовать архитектурную деталь с натуры. Абитуриенту предлагается изобразить дорическую капитель, выявив при этом:

  • полную информацию о тектонической сущности стоечно-балочной конструкции (ствола колонны и антаблемента);
  • пропорции, как общей формы, так и составляющих ее элементов с учетом перспективных сокращений, воспринимаемых с натуры.

Для выразительности рисунка капители важно удачно скомпоновать его в рабочем листе и передать светотеневые отношения формы в пространстве на основе законов воздушной перспективы (чем ближе планы, тем они контрастнее).

4.4. Экзамен длится 240 минут и проводится в один день.

4.5. Вход в помещение во время проведения экзамена разрешен председателю приёмной комиссии, отв. секретарю и заместителям ответственного секретаря приёмной комиссии.

4.6. Выполненное задание оценивается по 100-балльной шкале.

4.7. Критерии оценки экзаменационных работ по рисунку (рисунку детали) складываются из следующих параметров:

Качества, которыми должна обладать работа

Максимальный вклад в общую оценку

1. Умение компоновать изображаемый объект в рабочем листе бумаги

20

2. Передача пропорций общей формы капители и ее составляющих элементов

20

3. Знание основных закономерностей формообразования (конструкции) дорической капители и умение применения их в работе с натуры

20

4. Знание законов линейной и воздушной перспективы и умение применения их в практической работе

20

5. Умение выявлять в рисунке дорической капители главное, существенное (тектоническую пластику, взаимодействие несущих и несомых элементов)

20

На рисунке необходимо сохранить линии построения объекта, характеризующие понимание формы объекта в трёхмерном пространстве.

4.8. Проверка работ осуществляется на следующий день после проведения экзамена согласно установленным критериям.

Работа расшифровывается, общий балл проставляется в экзаменационную ведомость и экзаменационный лист, после чего результаты экзамена объявляются абитуриентам.

5. Вступительный экзамен по композиции (для направления подготовки «Дизайн»)

5.1 На экзамен абитуриент должен принести карандаши, тушь, краски, кисти, баночку для воды, тряпку, чертёжные принадлежности, ручку для заполнения титульного листа. На время проведения экзамена приёмная комиссия предоставляет лист бумаги с печатями.

Для выполнения каждому абитуриенту выделяется не более одного листа формата А3 (297´420 мм). В случае необходимости, по заявлению абитуриента может быть проведена замена испорченного листа; испорченный лист изымается и уничтожается, время на выполнение задания не увеличивается, о чём абитуриент предупреждается заранее. На титульном листе делается соответствующая запись с указанием времени, даты и подписей абитуриента и зам. отв. секретаря приёмной комиссии по проведению экзамена.

5.2. Экзаменационный билет содержит два задания. На каждое задание отводится половина выданного листа формата А3.

Задание №1. Необходимо выполнить компоновку композиции на абстрактную тему из готовых элементов.

Задание 2. Выдаётся карточка c изображением природных форм (растения, цветы, насекомые). Необходимо выполнить: 1. зарисовку данного объекта используя графические средства, (стилизацию) заданного объекта в чёрно-белом варианте и 2. изобразить орнамент в цвете с использованием гармонии на дополнительные цвета (сине-оранжевая, фиолетово-жёлтая, красно-зелёная).

5.3. Задание выполняется на плоских столах

5.4. Перед началом экзамена абитуриентам выдается билет с указанием варианта задания. Затем абитуриент заполняет титульный лист, куда обязательно заносится номер варианта задания.

5.5. Экзамен длится 180 минут и проводится в один день.

5.6. Вход в помещение во время проведения экзамена разрешен председателю приёмной комиссии, отв. секретарю и заместителям ответственного секретаря приёмной комиссии.

5.7. Выполненное задание оценивается по 100-балльной шкале.

5.8. Критерии оценки экзаменационных работ по композиции складываются из следующих параметров:

Задание №1

Качества, которыми должна обладать работа

Максимальный вклад в общую оценку

1. Знание основных закономерностей компо­зиции и оригинальность композиционного решения.

20

2. Качество исполнения.

20

Задание №2

Качества, которыми должна обладать работа

Максимальный вклад в общую оценку

3. Качество исполнения.

20

4. Выразительность декоративно-цветового решения.

20

5. Стилистическая определенность.

20

4.5.9.9. Проверка работ осуществляется в тот же день, после проведения экзамена согласно установленным критериям.

Работа расшифровывается, общий балл проставляется в экзаменационную ведомость и экзаменационный лист, после чего результаты экзамена объявляются абитуриентам.

Рекомендации по архитектурному рисунку

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО НАТУРНОМУ РИСУНКУ НА ТЕМУ «ГИПСОВАЯ ГОЛОВА ЧЕЛОВЕКА»

Вступительный экзамен предполагает наличие навыков начальной художественной подготовки абитуриента в изображении гипсовой головы человека.

Работа по рисунку оценивается по шести основным критериям. По каждому критерию поступающие должны продемонстрировать следующие знания и умения, важные для последующего обучения, и являющиеся основой для последующего профессионального образования:

1. Композиция на листе

В рисунке необходимо выбрать оптимальный масштаб и расположение гипсовой головы. Грамотная компоновка изображения на листе бумаги, в соответствии с выбранной точкой зрения на натуру.

2. Характер и пропорции натурного объекта

Требуется правильно передать взаиморасположение и пропорции деталей головы на картинной плоскости. Важна точная передача пропорций и как следствие достижение сходства с натурным объектом

3. Выявление конструктивных и анатомических особенностей

Надо осуществить построение объемной формы с учетом ее поворота, конструктивных и анатомических особенностей Демонстрация знаний по пластической анатомии головы человека и владению объемным мышлением.

4. Световоздушная перспектива и пространство

При построении должны быть переданы перспективные сокращения. В рисунке должна быть учтена линейная и воздушная перспектива.

5. Передача объема и формы модели (владение графической техникой)

Использование графических средств для выявления формы и пространства. Рисунок должен быть промоделирован тоном с использованием штрихов различного качества и силы, чем обеспечивается передача объема, пространства и характера материала.

6. Общее впечатление от работы

Эстетическая выразительность рисунка. Оценивается рисунок в комплексе. Продемонстрированные поступающим: законченность и цельность рисунка, графическая культура, художественный вкус, владение средствами рисунка.

Экзаменационная экспертная оценка за рисунок гипсовой головы человека ставится по итогам общего сравнительного просмотра работ абитуриентов.

от 75-100 баллов становится в том случае, если абитуриент демонстрирует высокий уровень теоретических знаний и практических навыков; работа выполнена полностью в течение заданного периода времени; грамотно решена композиция изображения в заданном формате, верно переданы пропорции, конструкция, характер, посредством передачи светотени правильно передан объем и выявлены тоновые отношения, работа отличается выразительность, отсутствием грубых исправлений; творческим, оригинальным, образным решением; экзаменуемый уверенно владеет методикой выполнения данного задания.

от 50-74 баллов ставится, если экзаменуемый показывает хороший уровень теоретических знаний и практических навыков; работа выполнена полностью в течение заданного периода времени: грамотно решается композиция изображения в заданном формате, в целом достаточно верно переданы пропорции и характер изображаемой гипсовой головы, выявлен объем; посредством светотени достаточно грамотно переданы тоновые отношения; однако имеются незначительные ошибки в области передачи пропорций или решения объема, лепки формы; не в достаточной степени проявляются умения применить творческий подход к работе, наблюдаются незначительные исправления и отдельные нарушения в методике ведения работы.

от 25-49 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый имеет достаточный уровень теоретических знаний и практических навыков; работа выполнена полностью в заданное время, но имеются заметные ошибки в методике ведения работы, ошибки композиционного плана, недочеты в передаче пропорций гипсовой головы, тоновых отношений, в передаче объема, конструкции изображаемой гипсовой головы.

0-24 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый выполнил задание не в полном объеме, если при этом имеются существенные нарушения в решении композиции изображения, передаче пропорций, конструкции, объема, серьезно нарушена методика выполнения задания, что указывает на отсутствие теоретических знаний и практических навыков в области рисунка, а также, если экзаменующийся не выполнил задание в заданное время.

Несколько советов поступающим

Во избежание ошибок при построении необходимо работу вести от общего к частному, не увлекаться прорисовкой отдельных частей и деталей лица. Сначала намечаются две линии: средняя линия глаз и серединная линия головы (линия продольного сечения головы). Затем намечаются линии преломления форм и обозначаются части лица (глаза, нос, губы). Основной этап в рисовании головы – построение с использованием закономерностей линейной перспективы; последний этап – тональная моделировка форм.

При рисовании важно с учетом собственного опыта так распределить время, отведенное на испытание, чтобы к его окончанию работа получила художественное завершение.

Рекомендуемая литература

  1. Ли, Н.Г. Основы учебного академического рисунка, - М.: Изд-во Эксмо, 2008.
  2. Лушников, Б.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства- М.: Изд- во Эксмо, 2008.
  3. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.:,1985.
  4. Барщ А.О.Наброски и зарисовки. Учебно-методическое пособие для художественных училищ и училищ декоративно – прикладного искусства.- М.: Искусство, 1970. – 166с.,ил.
  5. Барщ О.А.Рисунок в средней художественной школе. М.: 1963.
  6. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование.- М.: Издательство АХ СССР, 1961. – 224с., ил.
  7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах.- М.: Просвешение, 1971. – 32с.,ил.
  8. Кирцер Ю.А.Рисунок и живопись: - М.: Высшая школа, 1980.-170с.
  9. Материалы и техники рисунка. Под редакцией В.А.Королева. Уч. Пособие для худ. вузов. – М.: Изобразительное Искусство, 1987.-93с.
  10. Михайлова О.М.Учебный рисунок в Академии художеств 18 века.- М.: Издательство АХ СССР, 1959, - 82с,ил.
  11. Рисунок. Учебное пособие для студентов ХГФ пед. Инст. Под ре. А.М. Серова., М.: Просвещение, 1975.-271с., ил.
  12. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М., 1976.
  13. Школа изобразительного искусства.Учеб. пособие для средней. Худож. Учебн. Завед. В 10 – ти вып.- М.: Изобразительное искусство. Вып 1-10.1960 – 1963.