ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО НАТУРНОМУ РИСУНКУ НА ТЕМУ «ГИПСОВАЯ ГОЛОВА ЧЕЛОВЕКА»

2015 год

Вступительный экзамен предполагает наличие навыков начальной художественной подготовки абитуриента в изображении гипсовой головы человека.

Работа по рисунку оценивается по шести основным критериям. По каждому критерию поступающие должны продемонстрировать следующие знания и умения, важные для последующего обучения, и являющиеся основой для последующего профессионального образования:

1. Композиция на листе

В рисунке необходимо выбрать оптимальный масштаб и расположение гипсовой головы. Грамотная компоновка изображения на листе бумаги, в соответствии с выбранной точкой зрения на натуру.

2. Характер и пропорции натурного объекта

Требуется правильно передать взаиморасположение и пропорции деталей головы на картинной плоскости. Важна точная передача пропорций и как следствие достижение сходства с натурным объектом

3. Выявление конструктивных и анатомических особенностей

Надо осуществить построение объемной формы с учетом ее поворота, конструктивных и анатомических особенностей Демонстрация знаний по пластической анатомии головы человека и владению объемным мышлением.

4. Световоздушная перспектива и пространство

При построении должны быть переданы перспективные сокращения. В рисунке должна быть учтена линейная и воздушная перспектива.

5. Передача объема и формы модели (владение графической техникой)

Использование графических средств для выявления формы и пространства. Рисунок должен быть промоделирован тоном с использованием штрихов различного качества и силы, чем обеспечивается передача объема, пространства и характера материала.

6. Общее впечатление от работы

Эстетическая выразительность рисунка. Оценивается рисунок в комплексе. Продемонстрированные поступающим: законченность и цельность рисунка, графическая культура, художественный вкус, владение средствами рисунка.

Экзаменационная экспертная оценка за рисунок гипсовой головы человека ставится по итогам общего сравнительного просмотра работ абитуриентов.

от 75-100 баллов (15-20 баллов) становится в том случае, если абитуриент демонстрирует высокий уровень теоретических знаний и практических навыков; работа выполнена полностью в течение заданного периода времени; грамотно решена композиция изображения в заданном формате, верно переданы пропорции, конструкция, характер, посредством передачи светотени правильно передан объем и выявлены тоновые отношения, работа отличается выразительность, отсутствием грубых исправлений; творческим, оригинальным, образным решением; экзаменуемый уверенно владеет методикой выполнения данного задания.

от 50-74 баллов (10-14 баллов) ставится, если экзаменуемый показывает хороший уровень теоретических знаний и практических навыков; работа выполнена полностью в течение заданного периода времени: грамотно решается композиция изображения в заданном формате, в целом достаточно верно переданы пропорции и характер изображаемой гипсовой головы, выявлен объем; посредством светотени достаточно грамотно переданы тоновые отношения; однако имеются незначительные ошибки в области передачи пропорций или решения объема, лепки формы; не в достаточной степени проявляются умения применить творческий подход к работе, наблюдаются незначительные исправления и отдельные нарушения в методике ведения работы.

от 25-49 баллов (5-9 баллов) ставится в том случае, если экзаменуемый имеет достаточный уровень теоретических знаний и практических навыков; работа выполнена полностью в заданное время, но имеются заметные ошибки в методике ведения работы, ошибки композиционного плана, недочеты в передаче пропорций гипсовой головы, тоновых отношений, в передаче объема, конструкции изображаемой гипсовой головы.

0-24 баллов (0-4 балла) ставится в том случае, если экзаменуемый выполнил задание не в полном объеме, если при этом имеются существенные нарушения в решении композиции изображения, передаче пропорций, конструкции, объема, серьезно нарушена методика выполнения задания, что указывает на отсутствие теоретических знаний и практических навыков в области рисунка, а также, если экзаменующийся не выполнил задание в заданное время.

Несколько советов поступающим

Во избежание ошибок при построении необходимо работу вести от общего к частному, не увлекаться прорисовкой отдельных частей и деталей лица. Сначала намечаются две линии: средняя линия глаз и серединная линия головы (линия продольного сечения головы). Затем намечаются линии преломления форм и обозначаются части лица (глаза, нос, губы). Основной этап в рисовании головы – построение с использованием закономерностей линейной перспективы; последний этап – тональная моделировка форм.

При рисовании важно с учетом собственного опыта так распределить время, отведенное на испытание, чтобы к его окончанию работа получила художественное завершение.

Рекомендуемая литература

  1. Ли, Н.Г. Основы учебного академического рисунка, - М.: Изд-во Эксмо, 2008.
  2. Лушников, Б.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства- М.: Изд- во Эксмо, 2008.
  3. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.:,1985.
  4. Барщ А.О.Наброски и зарисовки. Учебно-методическое пособие для художественных училищ и училищ декоративно – прикладного искусства.- М.: Искусство, 1970. – 166с.,ил.
  5. Барщ О.А.Рисунок в средней художественной школе. М.: 1963.
  6. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование.- М.: Издательство АХ СССР, 1961. – 224с., ил.
  7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах.- М.: Просвешение, 1971. – 32с.,ил.
  8. Кирцер Ю.А.Рисунок и живопись: - М.: Высшая школа, 1980.-170с.
  9. Материалы и техники рисунка. Под редакцией В.А.Королева. Уч. Пособие для худ. вузов. – М.: Изобразительное Искусство, 1987.-93с.
  10. Михайлова О.М.Учебный рисунок в Академии художеств 18 века.- М.: Издательство АХ СССР, 1959, - 82с,ил.
  11. Рисунок. Учебное пособие для студентов ХГФ пед. Инст. Под ре. А.М. Серова., М.: Просвещение, 1975.-271с., ил.
  12. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М., 1976.
  13. Школа изобразительного искусства.Учеб. пособие для средней. Худож. Учебн. Завед. В 10 – ти вып.- М.: Изобразительное искусство. Вып 1-10.1960 – 1963.

Желаем удачи!